Дорогие друзья! Мы продолжаем знакомить Вас с наиболее популярными событиями из одноименной рубрики
http://www.museum.ru/news/news.asp#rate. Что же там происходило в начале осени? Для начала напомним немного о правилах формирования этой рубрики: популярные события - это те, которые просмотрело наибольшее число посетителей. Это достаточно честно с одной стороны. Но есть здесь и небольшой подвох, большее число просмотров оказывается у выставок, которые идут долго по времени. Так, например, выставка Ярославского музея-заповедника "Обаяние старинного фарфора" экспонируется полтора года. Чтобы выставка не наскучила нашим посетителям, мы заменили в ней иллюстрации, обратите внимание
http://www.museum.ru/N17087. Может ли соперничать с долгой выставкой мероприятие, которое проходит месяц или меньше? Как Вы думаете? Вы скажете - Это маловероятно! И будете абсолютно правы, но …
Мы были сами очень удивлены, когда выставка Исторического музея "Старые фламандские мастера. Век Брейгеля" http://www.museum.ru/n23451, которая длилась 11 дней в сентябре, стремительно обогнала по числу просмотров ярославский фарфор. Статистика просмотров статьи в Интернете не всегда отображает число реальных посетителей музея. В данном случае проверено - в последний день выставки стояла огромная двухчасовая очередь. Сотрудники музея стали опасаться, что очередь перегородит Красную площадь, и вывели хвост очереди на Манежную. Художественные выставки не являются профильными для Исторического музея. Но последнее время специализация музея носит условный характер. Так Музей изобразительных искусств показывает "Русский рисунок и акварель", а Третьяковская галерея - Уорхола и собирается привести импрессионистов из Д'Орсе. Художественная выставка в Историческом музее не впервые, летом здесь отмечал свой юбилей Русский музей. У Исторического музея все выставки - это качественные проекты, а выставка Брейгеля - это сенсация. В последний день выставки было понятно, что это очень интересная для публики тема. Порою музей делает некие юбилейные проекты к круглым датам, но не всегда они пользуются таким интересом. По нашей статистике: Брейгель - самая популярная выставка Исторического музея за 2005 г.
Что же увидели зрители? В одном зале была представлена серия работ, посвященная изображению свадебных сцен, кисти Питера Брейгеля Младшего "Ужин под открытым небом", "Танец под открытым небом", "Свадебный танец под открытым небом", "Вручение свадебных подарков", "Свадебный обед под открытым небом". Эти работы впервые экспонируются вместе, хотя и были написаны художником в один и тот же период. Второй зал был посвящен другим фламандским мастерам этого же времени.
И вот в музее действительно интересный проект, люди идут, недешевые билеты. С полной уверенностью можно было предположить, что выставку продлят. Вероятно, было бы так, если бы это был музейный проект. Продлевали же выставку Норштейна несколько раз. Но Брейгель случайно попал в Исторический музей. Это так называемый спонсорский проект. Он сделан Газпромбанком, о чем было большими буквами указано на афише. Банк представил некую французскую галерею и компанию, которая оказывает финансовое сопровождение инвестиций в предметы искусства. У последней достаточно сложное предназначение. Вероятно, это обозначает оформление купли-продажи антиквариата. Таким образом, выставка - это пиар-акция для банка и для его двух партнеров, а Исторический музей - это просто площадка для проведения акции. Мнение публики здесь не учитывалось. Далее картины переместили на Салон изящных искусств в Манеже, что с ними там дальше происходило, музейный мир не касается. Как же относиться к этой выставке? Это успешный коммерческий проект, востребованный публикой, принесший доход музею. Выставка высокого уровня по подбору экспонатов, оформлена на современном уровне. Это культурный проект? Конечно культурный, только очень краткий, своего рода капля в море. Хотелось бы, чтобы таких проектов было больше, чтобы продолжались они дольше, чтобы выставки сопровождались каталогами и дисками. Может так и будет дальше? Посмотрим (Н. Трегуб).