С 22 октября по 20 ноября 2005 года Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Государственный Центр современного искусства в рамках 3-его Международного фестиваля молодого искусства "Стой! Кто идет?" представляют специальный проект "Интернационал". Куратор: Дарья Пыркина. Пресс-конференция 31 октября, 18.00. Аудитория (Зоологическая, 13, строение 2). Открытие 31 октября, 19.00. Мансарда (Зоологическая, 13, строение 1).
Участники: Николай Олейников (Нижний Новгород), Виктория Ломаско (Москва), Павел Микитенко (Москва), Александра Галкина (Москва), Валерий Чтак (Москва), Иван Бражкин (Москва), Арчи Галенц (Берлин), Арни Витт (Кассель), коллектив zemos98 (Севилья), коллектив Etcetera… (Буэнос-Айрес). Гости вернисажа: Гоша Острецов и Шоу Бомжей.
В качестве специального проекта в рамках 3-его Международного фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идет?» выступает выставочный проект «Интернационал», объединяющий художников из России, Германии, Испании и Аргентины. В отличие от остальных выставок фестиваля, создававшихся из работ, предложенных к участию в показе самими авторами, эта экспозиция состоит из произведений, отобранных куратором в соответствии с поставленной им темой.
Название проекта – «Интернационал» – отсылает к неким «архаическим» политическим практикам, входящим сегодня в стадию реинкарнации. Происходит формулирование новых радикальных революционных программ и артистических проектов, отрабатываются художественные стратегии «прямого действия». Политическое ставится на эстетической сцене, при этом эстетическая мысль конструирует модели, используемые и для осмысления политики.
Новое искусство, уставшее от бытия в состоянии «экстаза коммуникации», ищущее отказа от безликой и «репрессивной», по выражению Маркузе, толерантности, ищет иной путь и обнаруживает его в конкретном и прямом социальном деянии. Эта «новая эстетика участия» объединяет в некое карнавализованное действо политические и художественные практики. Ставится эксперимент по воплощению рансьеровского «анти-миметического» режима искусства, снимающего любые, прежде всего социо-политические, иерархии и реализующего новый утопический проект равенства
Как пишет Жижек, заимствуя термины у Рансьера, «в тот самый момент, когда, согласно официальной идеологии, мы окончательно отказываемся от «незрелых» политических страстей (режим «политического»: классовая борьба и другие «устаревшие», сеющие рознь антагонизмы) ради постидеологического «зрелого» прагматического мира рационального управления и договорного консенсуса, ради мира, свободного от утопических порывов, в котором беспристрастное управление социальными отношениями идет рука об руку с эстетизированным гедонизмом (плюрализм «образов жизни»), – в этот самый момент отверженное политическое празднует свое триумфальное возвращение».
Настоящий проект не претендует ни на полноту охвата, ни на репрезентацию какой-либо единой и сложившейся художественной программы. Это лишь одна из первых попыток препарирования тенденций, складывающихся сегодня на мировой художественной сцене молодого искусства.
Проект Александры Галкиной осуществляется при поддержке галереи современного искусства Stella Art Gallery.