23 декабря 2005 года в выставочном зале Псковского музея-заповедника состоялось открытие персональной выставки Заслуженного художника РФ, члена Союза художников РФ Стройло Александра Григорьевича.
На выставке представлено около 40 разнообразных работ, написанных в течение последних пяти лет. Среди них можно будет увидеть книжную иллюстрацию, в том числе к произведениям Даниила Хармса, серию рисунков «Нравы и обычаи», пасхальные открытки. Особое место в творчестве художника занимает пушкинская тематика, представленная на выставке графическими работами. Все работы печатные или приготовлены к печати.
Александр Георгиевич Стройло родился в 1955 году в Брянской области. В 1977 году окончил Пензенское художественное училище. С 1979 года живёт и работает в Пскове. С 1969 года – участник многочисленных отечественных и международных выставок. Произведения Стройло находятся в российских и зарубежных музеях, а также во многих частных коллекциях мира.
Выставка заслуженного художника России Александра Стройло открылась в Псковском музее-заповеднике в год 50-летия автора, известного в Пскове и за его пределами своими работами в различных областях творчества, в числе которых графика, живопись, театральные декорации, книжный дизайн, объекты.
По меткому замечанию одного из почитателей таланта А. Стройло, «сколько не рассказывай о художнике Стройло, он…необъятен». Видимо поэтому, данная выставка сконцентрирована лишь на некоторых областях художественного творчества, которые занимают автора в последнее десятилетие: работа в кино и книгоиздание. Как свидетельствуют представленные на выставке материалы, в кино Стройло сотрудничает со многими режиссерами, в числе которых П.Лунгин, Ф.Янковский, Д.Месхиев, М.Брагинский, Ф.Бондарчук и др., и эта деятельность, судя по всему, только набирает силу.
Другая сторона приложения мощных творческих возможностей автора – книгоиздательская деятельность. Им проиллюстрировано и издано в различных издательствах России огромное количество книг – предположительно, около 100 – их точное число, возможно, не сумеет назвать и сам автор. В числе этих книг и те, которые можно назвать «авторскими» - их замысел, текст и облик полностью принадлежат Стройло.
Помимо книг, А. Стройло издал огромное количество открыток – цветных и чёрно-белых. Это праздничные, пасхальные и рождественские открытки, целые сюжетные циклы, посвящённые Пскову, Изборску, Печорам. Эти открытки – продолжение работы над огромной темой, занимающей художника много лет, и, начатой ещё в конце 1970-х годов, когда он приехал в Псков.
Приобщение, совсем молодого тогда, художника к Пскову началось с рисования отдельных уголков старого города, стремительно исчезавшего с лица земли. И, хотя уничтожались действительно очень ветхие строения, однако, вместе с ними безвозвратно уходило нечто невосполнимое – целые куски псковского исторического ландшафта, страницы жизни многих поколений псковичей. С этих рисунков и начались «псковские картинки», ставшие не только интереснейшей гранью творчества Стройло, но и частью его собственной жизни. В дальнейшем серия этих «картинок», постоянно расширявшаяся, оформилась в эстетическом сознании художника в некую культурно-экологическую концепцию, суть которой выражена в названии одной, из изданных позднее книг - «Что имеем».
У каждого художника есть своё видение города. Для Стройло подлинную «физиономию» Пскова, «псковский дух» выражают в первую очередь окраинные, заброшенные, не тронутые рукой современного градостроителя, уголки. Пригорки и домики, тропинки и церкви, русла рек и ручьёв, прибрежные камни, сараи, пожарные лестницы и заборы, а также собаки, автомобили, велосипедисты и прохожие – всё вместе в работах Стройло составляет живой организм города.
Диапазон средств, используемых художником, просто поражает. Он одинаково свободно работает как в чёрно-белой, так и в многоцветной палитре, используя, в, зависимости от поставленной задачи, свободный мазок, условную графическую плоскость или чистый линейный контур.
С годами графический язык Стройло приобрёл какую-то особую отточенность и утончённость. Материалом для виртуозной графической разработки плоскости белого листа становится что угодно: рисунок каменной кладки стен, дым из трубы, следы на снегу, переплетение веток или электрических проводов, булыжники мостовой…
Отдельно следует упомянуть героев псковских рисунков Стройло. Они очерчены как бы мимоходом: домохозяйки с кошёлками, шустрые дедки в ушанках, дворники и рыбаки, влюблённые парочки, работяги и уличные торговцы, батюшки и старушки, спешащие к службе. Изредка встречаются лица, облечённые какой-никакой властью: важные докторши в халатах, ревизор с портфелем, прораб, кто-то в военной форме… Мелькают и «новые» - крепкие ребята в одежде как будто с чужого плеча. Все они поглощены какими-то неотложными делами – что-то несут, тянут, ищут третьего, выясняют отношения, размышляют, как пристроить неожиданно обретённые «сокровища»: мотки проволоки, ящики из-под бананов, стеклянную тару… Простодушные, хитроватые, удачливые и не очень, неунывающие, привычные к бедности, доверчивые и открытые как дети – простые и «вечные» люди, живущие внутри древнего города, хранящие вместе с ним «псковский дух». (Н.И. Салтан, старший научный сотрудник художественного отдела Псковского музея-заповедника)