С 7 февраля по 3 марта 2006 года Государственный Центр Современного Искусства, С.-Петербург и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме приглашают на выставку "Сокровенный Другой / Significant Other. Россия глазами Запада". Открытие выставки состоится 7 февраля в 16.00 в Музее Анны Ахматовой. Куратор: Ольга Копенкина. Художники: Нам Джун Пайк (США) и Дмитрий Девяткин (Россия), Марк Бозвелл (США), Жаклин Госс (США), Джим Финн (США), Сьюзан Келли (Ирландия), Маттс Лейдерштам (Швеция), Карлос Мотта (Колумбия/США), Рикардо Миранда Зунига (США), neuroTransmitter (США).
В английском языке выражение Significant Other принято применять в описаниях отношений между интимными партнерами, которые хотят избежать конвенциональных обозначений ролей по отношению друг к другу.
На протяжении всего прошлого столетия Запад смотрел на Россию через призму культурных и исторических стереотипов, порожденных войнами, политической параноей и, в конце концов, через физическую дистанцию. Путешествия культурных деятелей Запада по Советскому Союзу не изменяли общего мнения об СССР – лишь усиливали отчужденность и ощущение враждебности советской действительности к иностранному наблюдателю. «Роccия в близком приближении не оправдывала западной мечты – она очаровывала только на расстоянии» (Михаил Рыклин, «Пространство ликования: тоталитаризм и различие»).
Исследование западных представлений о России, стереотипов России и влияния "русской темы" на мироощущение Запада в целом – цель этой выставки. Понять, какая правда и какая ложь связывала Россию и Запад в ушедшую эпоху – один из способов примирения прошлого и настоящего России и Запада. Это попытка приглядеться на расстоянии к образу России, в котором утопии и мифы играли и играют огромную роль. Эта выставка – также свидетельство продолжительных попыток Запада установить связь с Россией, которая до недавнего времени была самым враждебным и самым желанным Другим; установить эту связь через анализ собственной политической и культурной истории.
Работы на выставке Сокровенный Другой / Significant Other рассказывают историю политических и социальных утопий, культурных мифов и традиций, которые в связывали Россию и Запад в разные исторические периоды. В 1978 году Нам Джун Пайк и Дмитрий Девяткин в своем совместном фильме Медиа-Шаттл: Нью-Йорк - Москва продемонстрировали альтернативный путь сближения двух идеологических врагов при помощи медийных технологий - видео и телевещания – и обмена свободной от идеологии художественной продукцией, оставаясь при этом на дистанции, установленной Холодной войной. Работы современных художников Марка Бозвила, Джима Финна, Карлоса Мотты и Рикардо Миранда Зунига показывают, что, возможно, среди многих образов России коммунистическая утопия остается самой востребованной на Западе. В работе группы neuroTransmitter делается попытка, с одной стороны, утилизировать старое радио как известное средство советской пропаганды, с другой стороны, протестировать статус радио в условиях «управляемой демократии» современной России. Видео Жаклин Госс «Как исправить мир», обращаясь к истории народного просвещения в Советском Казахстанe в 1930-х годах, реанимирует идею воспитания «нового человека» в массах. Тот же воспитательный и коллективистский пафос, только в обращении к современным массам, реализуется в проекте Сьюзан Келли Что делать? Работа Маттса Лейдерштама, исследуя судьбы двух картин - произведения Клода Лоррена из частной российской коллекции и картины шведского художника Бенджамина Патерссена, жившего в Ст. Петербурге в 19 в. - размышляет о месте России в истории европейского искусства в те периоды, когда Россия в строительстве государственности соединяла национальную идею и проект культурной европеизации. А ты уверена? Я слышала, он передумал и делает что-то другое.
Организаторы выставки выражают признательность следующим культурным институциям, поддержавшим проект: Тrust for Mutual Understanding, New York, British Council, The Arts Council of Ireland, IASPIS, Sweden. Координаторы проекта в СПБ: Анна Матвеева, Мария Коростелева.