Ярославский Художественный музей и Государственная Третьяковская галерея приглашают посетить выставку "Михаил Ксенофонтович СОКОЛОВ (1885-1947)". К 120-летию со дня рождения. Живопись, графика из коллекций Государственной Третьяковской галереи и Ярославского Художественного музея. Куратор - искусствовед, старший научный сотрудник ЯХМ Нина Павловна Голенкевич.
Выставка, организованная Ярославским Художественным музеем совместно с Государственной Третьяковской галереей, выделяется из целого ряда небольших персональных выставок мастера, которые прошли в последнее десятилетие и в Москве, и в Петербурге, и во многих городах России, не исключая Ярославль, и за рубежом. Её можно назвать самой масштабной.
Произведения мастера начали поступать и в Третьяковскую галерею, и в Ярославский Художественный музей с 1920-х годов. Живописные и графические работы М.К. Соколова в последние годы экспонируются в постоянной экспозиции ГТГ, но большинство хранятся в фондах, и на выставке зритель увидел их впервые.
Отбор произведений из двух самых значимых музейных коллекций, хранящих наследие мастера, определило уровень и уникальность проекта.
Графические листы из циклов "Страсти", "Воображаемые портреты", "Французская революция", "К Диккенсу", "Святой Себастьян", полотна из цикла "Уходящая Москва", многочисленные натюрморты, портреты, пейзажи - все это трудно показать сразу. Вместе с тем, юбилейная выставка достойно и объективно представляет широкому кругу зрителей Мастера, чье творчество многие десятилетия было ценимо знатоками искусства и коллекционерами.
Время вопреки всему сохранило огромное количество работ, созданных автором на протяжении 1910-1940-х годов. Да, его имя не встретишь в списках художественных объединений первой половины XX века: не примыкал, не участвовал - хотя и равнодушным к современному художественному процессу не оставался. Он шел к своему, "соколовскому" стилю по пути, характерному для многих творцов начала XX века: через импрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм… Однако в истории искусства сохранился как отдельная художественная "единица", и притом весьма значительная. Его "упрямые образы романтических пейзажей, причудливых голгоф, старомодных женщин в манерных шляпах" живут в произведениях живописи, графических листах, лагерных миниатюрах (о которых ученик мастера Николай Леман писал, как о "маленькой большой живописи").
После первой презентации искусства М.К. Соколова в Государственной Третьяковской галерее (22 декабря 2005 г.- 29 января 2006 г.), всё более ясно становится огромное значение творческой личности М.К. Соколова не только в контексте искусства его современников, но и в развитии отечественного искусства в целом. Искусство М.К. Соколова стоит вне времени. Его "упрямые образы" остаются актуальными, они продолжают говорить о неизменных ценностях жизни.
К выставке в московском издательстве "RA" (Русский авангард) вышла книга "Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию со дня рождения", включающая статьи, письма, воспоминания, каталог произведений и другие материалы по творчеству М.К. Соколова. 10 февраля на вернисаже в Ярославском Художественном музее состоится презентация издания.
Вернисаж 10 февраля 2006 года в 16.00. Выставка открыта до 26 марта 2006 года.
О выставке, которая проходила в Москве см. http://www.museum.ru/N24865