В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) 15 февраля 2006 г. открывается выставка посвящённая 90-летию со дня рождения Фёдора Григорьевича Пичиенко (1916-1998), которого знали в Хвалынске многие жители как директора краеведческого музея, прекрасного лектора, журналиста, неутомимого исследователя-краеведа, автора нескольких книг. Меньше знали о том, что Фёдор Григорьевич был профессиональным художником. Он учился в Астраханском художественном училище у известного художника П.А. Власова. Именно от П.А. Власова он впервые узнал о Хвалынске (П.А. Власов приезжал со своими учениками - Б.М. Кустодиевым, И.С. Горюшкиным-Сорокопудовым и И.А. Елатонцевым в Хвалынск на этюды в 1895 году).
В 1937 году Фёдор Григорьевич приезжает в Хвалынск, работает в школах города и района, преподаёт рисование, часто бывает в краеведческом музее у хвалынского художника В.Ф. Орехова, работавшего там научным сотрудником, интересуется историей города, фондами художественного отдела музея. Позже, с 1963 года, в течение 22 лет Ф.Г. Пичиенко возглавлял музей и много сделал для него полезного. Занятий живописью и рисованием не оставлял никогда: этюдник всегда стоял в его кабинете и в свободную минуту он не упускал возможности взяться за кисть или карандаш.
После ухода на пенсию в 1986 году серьёзно занялся акварельной техникой и преуспел в ней. Акварель - сложная техника при всей кажущейся её доступности. Это очень непредсказуемая техника, особенно при работе по мокрому листу, а именно этот приём использовал Фёдор Григорьевич. Красочное пятно моментально растекается, превращаясь в самые затейливые формы, создавая неожиданные эффекты, и нужен длительный опыт работы в этой технике, чтобы суметь подчинить красочное пятно своему замыслу. В таких акварелях, как "На пруду", "Зима в Черемшанах", "Перед дождём", Фёдору Григорьевичу удалось "обуздать" акварель, здесь он живописует, даёт возможность краске "выговориться" во всю её возможную силу.
Как истинный астраханец, Фёдор Григорьевич был влюблён в Волгу. Он стремился, как можно полнее запечатлеть в своих работах прекрасные волжские пейзажи, когда солнце то спрячется за облака, придав природе строгий суровый вид, как в "Осени на пляже", то заблещет, засверкает на безбрежных водных просторах, как в этюдах "Пляж. Хвалынск", "У причала". Эти состояния реки, когда свежий ветер всколыхнёт воду и гребни волн украсит бурными, беспрерывно бегущими вперёд белячками, хорошо знакомы каждому волжанину и переданы немудрёными средствами.
Фёдор Григорьевич работал в различных техниках и разных жанрах, но предпочтение, как истинный краелюб, отдавал пейзажу. Главными "персонажами" его произведений становились улицы и окрестности Хвалынска. Он часто говорил, что "Хвалынск - это любовь на всю жизнь". На выставке, приуроченной к 90-летию художника, представлены произведения разных лет, хранящиеся в фондах художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.
Валентина Бородина. Фото Сергея Королева.