НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Тихая эротика" в Елагиноостровском дворце-музее

c 18 февраля по 16 апреля 2006Санкт-Петербург
Работа Николая Домашенко
17 февраля в 16.00 Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова, Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX вв. приглашают в выставочный зал "Каретный" на открытие выставки "Тихая эротика" (станковая графика, эстампы, керамика, фотография). Выставка будет работать с 18 февраля по 16 апреля 2006 г.

Группа "Тихие" - Н.Домашенко, Е.Васенина-Прохорова, А.Кобяк, Л.Строганов, Л.Уральская, Н.Андреев, Г.Лавренко, Г.Корнилов, И.Чернова.

Кажется, в веке XXI-м ни самим словом "эротика", ни тем, что может стоять за этим термином, публику практически не удивить. Однако почему-то словосочетание "Тихая эротика" рождает интригу.

В названии группы можно усмотреть связь с тихим искусством 1920-30-х гг. или тихой графикой эпохи застоя. И то, и другое будет верно, т.к. выставка составлена из работ художников группы "Тихие", эту самую связь никак не отрицающих.

"Тихие" принадлежат к тем художникам-профессионалам, что работают с традиционными формами изобразительности, равно дистанцируясь как от прозападного актуального искусства, так и от доморощенного псевдоакадемизма. Большинство "тихих" работает в сфере иллюстрации: отсюда и избранные для выставки жанры, и навеянные литературой сюжеты многих работ - от мифа библейского и античного ("Адам и Ева", "Кентавриада" и пр.), от русской сказки, - к сонетам Шекспира. Есть здесь, впрочем, и отражение темы "Художник и Модель", и торсы, и собственно ню. Все "по-тихому" чувственно и стильно, без пошлости и эпатажа, без откровенной лубочности - даже если внизу стоит подпись: "Голые дамочки".

По большому счету эротический жанр - это одно из самых логичных воплощений древнейшего требования человечества "хлеба и зрелищ". Необходимая составляющая полноценной жизни, подретушированная академичностью или, напротив, адаптированная карикатурностью, никогда не перестанет являться зрителю, т.к. не может не тревожить и художника. И не так уж важно подаст художник нам свое виденье сонетов Шекспира или проиллюстрирует роман Апулея "Золотой осел", вспомнит об отечественных кикиморах или древнегреческих кентаврах. Важно, что мы с вами в этом рассмотрим. Если, конечно, картинка не снабжена откровенной подписью.

Краткий исторический экскурс:

Как известно, первые откровенные изображения любовных отношений в русской графике относятся к послепетровскому времени - это лубки. Причем, пикантны не столько картинки, выполненные в технике ксилографии с "грубоватым простонародным юмором", сколько подписи к ним. Особого разнообразия сюжетов в XVIII в. не было: традиционны "любовные проделки персон всех сословий и состояний", продажная любовь, неверность. В середине XVIII в. прежний наив и живость народного юмора вытесняют утонченность и профессионализм, отличающие гравюру на меди. Ведущим мастером этого вида графики стал П. Чуваев, копировавший "скромные французские картинки", правда, в русской интерпретации. Названия таких гравюр говорят сами за себя: "Помеха в любви", "Седина в бороду, бес в ребро" и т.п.

В XIX в. строгости цензуры в отношении лубочной графики усиливаются, и эротика русского лубка становится мягче, более приторно-чувственной. На постоялых дворах середины позапрошлого века можно было среди прочих "украшений" встретить много "весьма искусных изображений… женщин в разных соблазнительных положениях". (В.П. Безобразов). Впрочем, интерес вызвали прежде всего пикантные подписи. Литографии с изображением кокетливых личиков "брюнеток" и "блондинок", обнаженных прелестей одалисок и купальщиц, сценок вполне невинных ухаживаний на пленэре, выходили до начала XX в. Подобные картинки (равно как и эротические журнальные иллюстрации) "перекочевывали" и на появившуюся к тому времени русскую открытку. Впрочем, были и специальные серии открыток с "нецензурными" изображениями. Любопытно, что в XIX в. книжная графика порою более сдержанна, чем сама иллюстрированная литература - будь то "Душенька" Богдановича, произведения Пушкина или Л. Толстого; "крамольность" сводилась в основном к тонко завуалированным игривым намекам.

Однако с началом прошлого века вследствие увлечения теориями Ницше и Фрейда, интереса к прежде закрытым темам русских философов, появления "откровенной" литературы сложилась целая плеяда талантливых художников, отдавших дань эротическому жанру (Л. Бакст, Е, Лансере, К. Сомов и др.). При этом большинство эротических произведений склоняется в сторону карикатурности, что вполне объяснимо и может быть прослежено и в работах современных авторов.

Заметим напоследок, что выставка сознательно не приурочена ни к одному из приближающихся праздников, однако вполне уместна ко Дню защитника Отечества и прилична к Международному Женскому дню.

Наталия Гадалина, тихий искусствовед.

www.museum.ru/N25424
Ваше мнение »»

»»Елагиноостровский дворец-музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Елагин остров, 4Б
Проезд:Ст. м. "Старая деревня", "Крестовский остров"
Телефоны:(812) 430-1130, 430-0041 (экскурс. отдел)
сайт:elaginpark.org/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru