Меншиковский дворец - одно из старейших зданий Петербурга, с весьма непростой судьбой. Построенный, по заказу светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, в начале XVIII века, он был самым роскошным дворцом Петровского Петербурга. Здесь скромный в быту царь-реформатор Петр Алексеевич принимал иностранных послов и устраивал свои знаменитые ассамблеи. После опалы и ссылки всесильного князя, последовавших за смертью императрицы Екатерины I, дворец стал приходить в упадок. Первая перестройка здания была начата в 1732 году, после основания в нем кадетского корпуса. Впоследствии дворец Меншикова еще несколько раз реконструировали. Судить о его первоначальном облике, некогда восхищавшем современников, раньше можно было только по архивным документам, описаниям и гравюрам Зубова и Марселиуса.
Двадцать пять лет назад Борис Борисович Пиотровский, бывший тогда директором Эрмитажа, открыл в Меншиковском дворце первую экспозицию. В дни чтений памяти Борис Борисовича в Эрмитаже был представлен макет шедевра архитектуры петровского времени. Макет "оживляющий" прошлое здания и ныне, стоящего на Университетской набережной, был создан по проекту архитектора Валерия Константиновича Галочкина, по словам коллег, всю жизнь, занимающегося этим дворцом.
При взгляде на макет открывается великолепная усадьба, построенная в "итальянском вкусе". Столетия назад фасад дворца, напоминающий великолепные палаццо родины Возрождения, величественно возвышался на набережной. Хотя, собственно набережных, в современном понимании, не было. Невские берега были укреплены бревенчатыми конструкциями. К дворцу вели высокие лестницы, по которым и поднимались, как гости, так и владелец. Пожалуй, именно в то время Санкт-Петербург более всего соответствовал своему прозванию "Северная Венеция", а Нева была его "Гранд" каналом. Поднявшись, вы оказались бы перед знакомым фасадом, утратившим, правда, часть декоративной отделки. В том числе шесть статуй на портике, где среди изображений античных богов была и статуя императора Петра I. Исчезли прекрасные атриумы - внутренние дворы, окруженные колоннадами. Во всем облике изначального здания есть гармония и внутреннее равновесие. Так, как, по словам "главного архитектора макета" пропорции постройки в целом, и соответственно каждой его детали построены по законам золотого сечения - формуле идеальных пропорций. Кстати, сам термин "золотое сечение" был введен небезызвестным Леонардо да Винчи, хотя принципы его известны с древнейших времен.
В разные годы постройкой дворца первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга занимались Фонтана, Трезини, Шедель. Кто из них был автором дворца? На этот вопрос однозначного ответа нет, специалисты до сих пор спорят, кому принадлежит проект построенного здания. Но, независимо от того кому в действительности принадлежит авторство, дворец князя Меншикова был замечательным явлением русской архитектуры своего времени.
Скоро петербуржцы и гости Северной Пальмиры смогут сами оценить первоначальный облик Меншиковского дворца. Мастера, трудившиеся над его изготовлением, воспроизвели все, даже самые мелкие детали, внешнего убранства здания. Оконные переплеты из шелковых нитей, 600 резных капителей и колонн, деревья и кустарники дворцового парка, как и сам дворец, сделаны из дерева. Макет, воспроизводящий облик здания 1725 года, в ближайшее время он появится в постоянной экспозиции Дворца Меншикова.
(с) Музеи России