22 февраля в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея открывается выставка, приуроченная к 200-летию со дня основания Николаевской инженерной академии, располагавшейся в бывшей резиденции императора Павла I в ХIХ- начале ХХ столетия.
В экспозиции представлены произведения, исполненные воспитанниками Инженерного училища, и впервые рассказывается о неизвестной стороне жизни его воспитанников - их увлечении изобразительным искусством. В 1822 году Главное инженерное училище разместилось в стенах Михайловского замка, который спустя год получил новое название - Инженерный замок. После смерти основателя училища, императора Николая I, размещавшиеся в замке учебные заведения стали именоваться его именем. Хорошо известно, что воспитанники Николаевского инженерного училища проявили себя не только на военном поприще, но и в различных областях русской культуры.
Наибольшую известность в изобразительном искусстве приобрели выпускники К.А.Трутовский, Н.К.Зацепин, В.К.Клемм, Д.В. Григорович, В.Н.Китаев, М.Д.Резвой. Различными были степень их одаренности и творческий вклад в русскую культуру. Они работали в разной технике и разных жанрах изобразительного искусства: портрет, бытовые сцены, батальная живопись, пейзаж. Но их связывало то, что талант каждого развился, получил поддержку и признание в стенах Инженерного замка. Пребывание в Николаевском инженерном училище наложило серьезный отпечаток на формирование их личности.
Начальство этого училища, - вспоминал в своих мемуарах К.А.Трутовский, - если видело в воспитаннике какое-нибудь дарование, то старалось дать возможность ему развиться, направляя его на то поприще, к которому у него были природные способности. Стоило только доложить покойному Государю Николаю Павловичу или Великому Князю Михаилу Павловичу, что воспитанник обладает талантом, чтоб ему сделали всевозможные льготы, понимая, что всякий человек только тогда будет полезным деятелем, когда он будет работать на своем поприще."
Объяснением более чем лояльного отношения к "непрофильным" увлечениям воспитанников отчасти служило то обстоятельство, что высшим руководством военно-инженерного ведомства России, в ведении которого находилось Николаевское инженерное училище, являлись великие князья Николай Павлович, Михаил Павлович, Николай Николаевич (старший) и Петр Николаевич, которые проявляли самый живой интерес к живописи и архитектуре.
Дух созидания и творчества был характерной особенностью внутренней жизни всех военных училищ Петербурга. В каждом военно-учебном заведении обязательно существовал музей и коллекция художественных произведений. В основном в них входили портреты императоров, начальников корпусов и училищ, выдающихся воспитанников заведений, георгиевских кавалеров, подношения выпускников по случаю юбилейных дат, часто связанные со спецификой деятельности училища или корпуса. Нередко августейшие особы дарили учебному заведению произведения живописи и графики из своих личных коллекций. Значительную роль в становление личности воспитанников вносили преподаватели рисования и архитектуры училища, определяя, таким образом, будущее своих воспитанников.
Во время обучения воспитанники училища устраивали литературные и музыкальные вечера, ставили спектакли, издавали журналы, рисовали карикатуры на начальников, преподавателей и своих друзей, ходили на выставки, посещали классы Академии художеств.
Художественное творчество военных инженеров - замечательный и почти неизученный феномен отечественной культуры. Наиболее ярко увлечение живописью отразилось в судьбе и деятельности шестерых воспитанников Николаевской инженерной академии и училища.
В связи с юбилеем Николаевской инженерной академии, открытием выставки в Инженерном замке, Государственный Русский музей принял решение об установке на фасаде Инженерного замка мемориальной доски, посвященной ее выпускникам.