2 марта в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений молодого русского фотографа Анастасии Хорошиловой. Выставка принадлежит к редкому типу выставок-открытий: это тот случай, когда музей находит возможным обращаться к арт-практике совсем молодого художника, оценивая яркое начало творческого пути и предвидя его перспективы.
Несмотря на то, что Анастасия Хорошилова стала членом "Союза Фотохудожников России" еще в 1997 году, сама фотохудожница считает, что ее творческий путь начался в Германии. В 1999 - 2004 годах Хорошилова училась в университете Дуйсберга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна, специализация документальная фотография, теория и история фотографии, защитила диплом с отличием.
Первые, обратившие на себя внимание, серии ее работ, посвящены ученикам Государственной Академии хореографии в Москве и студентам из эссенских общежитий. Хорошилова создала образ "островитян" - обитателей пространств, изолированных, отъединенных от массово населённых материков. В этих работах, особенно в балетной серии, она нашла собственную интонацию, которую можно определить как поэтику противостояния пустотности. Хорошилова вышла на действительно уникальный и в психологическом, и в социальном отношениях материал: в каждом из этих маленьких, замученных бесконечным тренингом балетных подростков ощущается недетская воля и выносливость, за каждым - своя собственная, особая история.
Серия "Бежин луг" создана в 2004 году. В ее названии прослеживается несомненная аллюзия к хрестоматийному рассказу Ивана Тургенева, к сохранившемуся в обрезках, смытому по воле Сталина, фильму Сергея Эйзенштейна и "тургеневскому" произведению "Роман" Владимира Сорокина. На деле они оттеняют метод фотографа, концептуально повествовательный. Повествование подразумевает вполне определённый - неспешный, обстоятельный - церемониал протекания времени. Путешествие - по нутряной, глубинной, деревенской России - тоже. Соответственно "настроены" и изобразительные средства: ясная, прозрачная оптика, без соринок и слезинок, ровное освещение, одинаковое расстояние между объективом и персонажем, типологичное построение мизансцен - а точнее, не построение, а уверенность в том, что деревенские жители понимают съёмку как событие и сами замрут в примерно одинаковых позах - и привычных, и чуть демонстративных.
"У меня не было цели документировать очередную версию "упадка русской деревни", - говорит сама Хорошилова, - Я лишь хотела сделать знакомыми, различимыми лица людей, которые поколениями живут в особом, подчас трагичном пространстве времени и истории моей страны. Мне было важно обнаружить искру человеческой надежды, чести и чувства самодостоинства".
В серии "Балтийск" так же есть очень специфичный, остро выцеленный материал и некая внутренняя тема, не всегда впрямую связанная с внешним планом повествования. Фактура Балтийска уникальна сама по себе: с его взаимопроникновением советского типового строительства, типовых военных памятников и объектов наглядной агитации, солидной бюргерской архитектуры девятнадцатого века и остатков старинных прусских фортификаций, но главное - с особым населением, поколениями связанным с жизнью флота. Немудрено, что, прикоснувшись к такому "горячему материалу", Хорошилова отдала дань фотожурнализму, запечатлевая как материальные следы столкновения милитаристской прусской и послевоенной советской цивилизаций, так и человеческий типаж. Но лучшие работы серии выделяются из жанрового контекста. Хорошилова снимает молодых моряков-срочников и офицерские семьи в казённых интерьерах " в упор", без постановочных эффектов, но так, что и журнализм, и типажность, и портретность отходят на задний план. А на первый план выходят сложные, подчас драматичные общественные настроения, связанные со спецификой жизни города-порта. Каждый из моряков являет собой суверенную территорию, никак не совпадающую с территорией анклава. Известно, что необустроенность быта, отсутствие жилья - беда армии и флота. В ситуации Балтийска это общее чувство бытовой неустроенности многократно усиливается исторически сложившимся с послевоенных времён ощущением неуверенности в своей укорененности "здесь и сейчас". Связи с местом, с бытовой средой, с окружением крайне зыбки и неустойчивы - это ощущение достигается старым добрым способом: расположением фигур в пространстве.
И вновь Хорошилова обращается к военной теме: только что выполненная серия "9,5 plus" представляется самым серьёзным (и самым доверительным) сегодняшним нарративом о женщинах в Вооруженных Силах. Молодая и вполне штатская девушка-фотограф нашла контакт со всеми - от рядовых контрактниц до полковников, со всеми их женскими и служебными проблемами. Конечно, зритель будет "считывать" эту серию сам и по-своему. Одно несомненно: если Анастасия Хорошилова убедила таким образом сниматься столько женщин в форме - значит, у неё есть редкий в современной фотографии дар - способность подобрать свой "ключик" к человеку.