С 29 марта по 1 мая Московский музей современного искусства в рамках "Фотобиеннале-2006" проводит выставку Корнелла Капа (Cornell Capa) "Предвыборная кампания Джона Ф. Кеннеди". Проект представлен Международным центром фотографии (ICP), Нью-Йорк, при поддержке посольства США В РФ.
В марте 1960 г., делая репортаж о кампании по предварительным выборам в штате Висконсин для заказанного журналом Life фотоочерка об американской политической жизни, Корнелл Капа впервые встретился с сенатором Джоном Ф. Кеннеди. Хотя к началу избирательного сезона Капа оставался твердым сторонником Эдлея Стивенсона (Adlai Stevenson), участие которого в президентской гонке он активно освещал в 1952 и 1956 гг., энтузиазм фотографа по поводу молодого сенатора неуклонно возрастал. В частности, на него произвели особое впечатление те восторженные чувства, которые умел вызвать Кеннеди, особенно в среде молодежи. В июле журнал Life командировал Капу в Лос-Анджелес, чтобы освещать работу общенационального съезда Демократической партии. После того, как Кеннеди был избран кандидатом в президенты, Капа продолжал сопровождать его в качестве фотожурналиста по ходу всей избирательной кампании, запечатлев такие традиционно американские знаковые политические события как официальное начало избирательной гонки в День Труда, тур по мелким населенным пунктам для встречи с избирателями в Калифорнии в начале сентября или серпантинный парад на Манхэттене в октябре.
Фотографии избирательной кампании Кеннеди, созданные Капой, отличаются то иконным величием, то идиосинкразией, нередко давая кандидату в президенты более глубокую характеристику, чем это сделал бы обыкновенный портрет. Некоторые из самых выразительных снимков вообще не фокусируются на самом Кеннеди: его свободно парящие руки, простирающиеся к восторженной толпе обращенных вверх лиц, или рукописные наброски к речи, лежащие перед оратором и снятые через плечо. Другие фотографии передают царящее по ходу кампании настроение радостной непринужденности, как например, образ смеющейся беременной Джеки, стоящей под дождем конфетти в машине с откидным верхом. Капа не стремился сделать репрезентативный снимок, подходящий для новостей, но отобразил избирательную кампанию Кеннеди и более обширную тему американских выборов с изобретательностью и остроумием.
Присутствуя в январе 1961 г. на инаугурации Кеннеди, Капа был поражен его приветственной речью; воодушевленный тон и смелость планов напомнили фотографу первый период пребывания у власти Франклина Делано Рузвельта, когда новый президент сумел бросить вызов множеству казавшихся неразрешимыми проблем и достичь необычайных результатов уже в первые сто дней. Капа принял решение создать книгу о первых ста днях Кеннеди, для чего привлек восемь коллег из агентства Магнум (среди них были Эллиот Эруитт, Анри Картье-Брессон и Берт Глинн), а также семь писателей и историков. Результат этой работы - "Начнем: первые 100 дней администрации Кеннеди", который часто называют самой ранней тематической фотожурналистской книгой, появился на 110 день, и журнал Time окрестил издание "моментальной историей". Хотя книга была разрекламирована как нечто чрезвычайно злободневное, сделанные Капой закулисные снимки Белого Дома остаются впечатляющим свидетельством изнутри о начальном этапе работы администрации Кеннеди. Эти фотографии, как и многие другие на выставке, которые никогда прежде публично не демонстрировались, прекрасно иллюстрируют, насколько Капа хорошо чувствовал избранную тему, умея осветить ее глубоко и с юмором.
Кристен Луббен и Ричард Уэлан