Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства, Министерство культуры и туризма Азербайджана, Национальный Центр искусств Грузии представляют выставку CAUCASUS. Живопись, фото- и видеоработы художников Азербайджана, Армении, Грузии, России.
Кураторы: Виталий Пацюков (Россия), Магда Гурули (Грузия), Лейла Ахунд-Заде (Азербайджан), Ева Хачатрян (Армения).
Вернисаж 15 мая 2006 в 18.00. Выставка работает с 16 по 28 мая 2006 года.
Впервые за последние 15 лет в Москве демонстрируется новейшее искусство Кавказского региона. В выставке участвуют более 30 художников из Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана, России. Представлено около 100 работ - живопись, фотографии, объекты, произведения видеоарта. Тема выставки - выявление взаимоотношений между уникальными традиционными формами древних культур Кавказа и новейшей образностью.
"Кавказ в сознании русской культуры всегда оставался преддверием идеального. Он приводил к гармонии российское "горе от ума", давал ему успокоение и приют в самом предельном контексте этих метафизических реалий, отвечая на все российские вопросы чувственной щедростью. Но в этой полноте чувственного, в ее внутренних слоях непреложно выявлялась интеллектуальная конструкция, окрашиваясь барочностью кавказского рельефа. Мужественная пейзажность Кавказа, вершины его гор, глубокие впадины и открытые долины абсолютно тождественны строению его визуальной культуры. Образность природы и искусства Кавказа живут в едином согласии, словно перетекая друг в друга, составляя единую "рифму" и подтверждая универсальный принцип соответствия. Они обладают целостной энергетикой, особой фундаментальной метрикой и динамической общностью топографии". (Виталий Пацюков, куратор выставки).
Выставка демонстрирует внутреннее единство и, вместе с тем, самобытность искусства каждого из кавказских регионов. Она складывается из нескольких самостоятельных национальных разделов. Работы грузинских художников объединены в проект "Атмосфера 41?". 410 - эта параллель, на которой расположены Тбилиси, Рим, Барселона, Нью-Йорк… В 1918 году И.Терентьев, А.Кручёных и Илиазд (Илья Зданевич) основали в Тифлисе "Университет 410 - Новая Поэтическая Школа". "410" как культурная институция соединяла и представляла прогрессивные и инновационные тенденции кавказского и европейского арт-пространства, что значительно повлияло на становление грузинского модернизма. По мнению куратора грузинской части экспозиции Магды Гурули, современное искусство Грузии, вышедшее из этих традиций и формировавшееся в мульти-этнической и мульти-культурной среде, сохраняет сегодня связь как с российскими, так и с западными источниками и характеризуется особой идеологической и этической направленностью. "Тактильность" древней культуры Грузии, ее "вещественная" убедительность находит сегодня себя в искусстве объектов и инсталляций, отстаивая свою суверенность в избыточном многообразии современного искусства.
Проект, представленный мастерами Азербайджана, носит название "AzArt-ные игры". Азербайджанский куратор Лейла Ахунд-Заде отмечает, что ситуация на художественной сцене Азербайджана до недавнего времени была достаточно монохромна. Постоянное апеллирование к фольклору, мифологии, культурный пассеизм и сейчас являются превалирующими компонентами современной культуры. Однако то, что происходит сегодня в Азербайджане в сфере фотографии, видеоарта, других форм современного искусства, демонстрирует желание художников влиться в актуальный художественный контекст, "говорить на одном языке с миром", сохраняя свою традиционную ментальность.
Армянские художники представлены на выставке серией видеоработ. "Оптика" армянской культуры переживает сегодня радикальные изменения. Она наделяется динамическими технологическими формами, покидая свое видение мира как картины, трансформируя наследия Мартироса Сарьяна, Григоряна-Джотто и Бажбеука Меликяна в диалектику мультимедиа. Методологии видеоарта, мерцающие смыслы новейшей визуальной культуры предстают в проектах армянских художников естественным продолжением великих традиций ее книжной миниатюры и живописи.
"Российский Кавказ" представлен дагестанским проектом "…Каранай, Гази-Кумух, Кубачи …". Рассматривая художественную реальность как непрерывную "ткань", художники Дагестана переносят ее структуру в текстовые формы, поэтическую образность национальных географических имен.
Представленные отдельным проектом произведения Наталии Мали - единственный в рамках выставки взгляд на мир Кавказа не изнутри, а извне, со стороны иных традиций и иной ментальности.