В Русском музее торжество. Он получил подарок. Сегодня, в Международный день музеев в его собрание вернулся "Портрет крестьянина", картина кисти первого идеолога русского реалистического искусства Ивана Николаевича Крамского. Появление нового экспоната для музея событие всегда радостное. Возвращение пропавшего - больше, чем радость. Почти чудо. Слишком редки и маловероятны подобные события в современном мире.
В 1940 году полотно Крамского (только вошедшее в собрание Русского музея) в составе большой выставки "Основные этапы развития русской живописи" покинуло Ленинград. Кто мог тогда предугадать, что вернуться ей будет суждено лишь спустя 67 лет? К моменту начала Великой Отечественной войны передвижная выставка Русского музея год путешествовала по городам Северного Кавказа, Донбасса и Крыма. Июнь 1941 года она встретила в Алупкинском дворце.
Дальнейшая история картины не отличается оригинальностью. Как и большинство произведений искусства, оставшихся на оккупированных территориях, - она пропала. Но три года назад ее местонахождение, волею случая, было установлено. Нашли ее в Чехии, в Моравской галереи города Брно. Поступила она туда уже после окончания войны из некой частной коллекции. Два года шли переговоры, собирались документы, проводились экспертизы. И вот в марте этого года президент Чехии Вацлав Клаус передал ее президенту России Владимиру Путину.
…Звучат гитары. Зал Семирадского, но не на его красавицу Фрину сегодня устремлены взоры присутствующих. Сегодня 18 мая 2006 года объект самого пристального внимания картина его идеологического противника и вечного оппонента Ивана Крамского. Портреты крестьян Крамской писал неоднократно, изображения эти всем хорошо известны. Но, возвращающееся в Русский музей произведение обладает ценностью особой. Оно, созданное в 1868 году, было первым для художника и одним из первых в русском искусстве.
Пока звучат торжественные речи, картина, установленная на мольберте под охраной двух крепких молодых людей в костюмах позапрошлого столетия, скрыта под мягкими складками сливочного цвета полотна. Но вот оно откинуто и взорам присутствующих открывается изображение. Потемневшее на солнце и ветрах лицо. Оно исполнено внутренней силы. Силы, рождающейся из чувства собственного достоинства. Прораставшего в крестьянах, кажется, из самой земли. Трудно поверить, что человек на портрете большую часть своей жизнь был (по крайней мере, в глазах закона) вещью. Мы не знаем, как звали человека, в лице которого (а человек этот, безусловно, существовал так, как портреты Крамского, отличающиеся практически фотографической точностью, писались им с натуры и только с натуры) художник нашел те черты нового, как любят говорить, положительного образа народа, что создавался передвижниками в то время.
Картина Крамского заняла свое место в экспозиции и это, действительно, праздник, но вернуться ли когда-нибудь в Русский музей другие произведения из его коллекции, исчезнувшие из Крымского дворца? Ответа на этот вопрос пока нет, но хочется верить, что сегодняшний праздник повторится.