В выставочном зале Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки 31 мая открылась выставка под названием "Парад VII", одна из серии экспозиций, отражающих пополнение фондов галереи за последние два десятилетия. Поступления экспонатов в галерею осуществлялись давно ставшими традиционными способами - путем передач Российского министерства культуры, благодаря дарам художников и частных лиц или при помощи приобретений.
Практически все имена, за редким исключением, новы для собрания галереи. Любители искусства получат приятную возможность ознакомления с произведениями Н. Андронова, А. Васнецова, М. Иванова, А. Гросицкого, А. Панкина, О. Гостева, В. Губко, Е. Гора, И. Лубенникова, А. Волкова и других.
В экспозиции находится 43 произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства и объектов, созданных между концом 1950-х и 2005 годами. Опуская академическое изложение проблем развития отечественного искусства полувекового отрезка, привлекательно обозначенного вышеприведенными датами, авторы выставки предлагают небольшое поэтическое эссе на темы некоторых устремлений художников в области искусства фигуративного и беспредметного, эмоционально-спонтанного или конструктивно-дисциплинирующего. Живопись вполне традиционная по визуальному восприятию, по технике и материалам соседствует с живописью, где нарушены привычные соотношения картинной плоскости, материалов и организации картины. Рядом находятся работы по-разному ориентированные на человека: у одних художников взгляд на него определенно социален (не имеется в виду социальное происхождение или противостояние классов и партий), другие ударно актуализируют его противоречивый внутренний мир. То же относится и к видению предмета: в одних случаях он социален, "натюрмортен", в других - является носителем глобальной философии.
На этом фоне интерпретации видимого и знаемого выделяется основная тема выставки - artiste. Под этим достаточно объемным определением имеется в виду художник любой профессии: скульптор, архитектор, лицедей, живописец, в конце концов, мастер в своем деле. Тема раскрывается через вполне созвучные с нею, органичные сюжеты: мастерская художника, автопортрет или модель в ателье, портрет близкого по духу человека артистической профессии и т.п. В осознаваемой и самоутверждающей части присутствуют мотивы, активно декларирующие связи с предпочитаемой классикой. В связях и столкновениях рождается провенанс линии "натура - воображение - образ", бесконечно притягательной во всех направлениях искусства и устремлениях художников.
Не противоречит общей идее новая экспозиция "Александр Дейнека. Мастерская" - около пятидесяти работ художника от мелких графических листов до станковой живописи: иллюстрации, эскизы театральных костюмов, пейзажи, портреты, относящиеся преимущественно к 1920 - 40 годам. Среди самых известных - "Сухие листья"1933, "Пионер"1934, "Натурщица"1936. Концепция плотной развески в три ряда была связана с имитацией немузейного пространства - стен в мастерской художника, экспозиции домашней коллекции, открытого просмотра в художественных вузах и т.п. Все это на наш взгляд дало возможность по-новому взглянуть на узнаваемые произведения в близком соседстве друг с другом.
Н. Погрецкая, М. Денисов