29 июня в залах Михайловского (Инженерного) замка Государственного Русского Музея открывается выставка "Забытая Россия", посвященная утраченным и неосуществленным памятникам монументального искусства, созданным до 1917 года. Она впервые демонстрирует обширный историко-художественный материал на эту тему из собрания Государственного Русского музея: скульптурные проекты, модели, уменьшенные повторения памятников, рисунки, гравюры, медали, а также фотографии, многие из которых уникальны. Экспозиция включает более 100 произведений.
Богатая событиями история нашей страны, отраженная в монументах - задуманных, поставленных, разрушенных и вновь рожденных - это огромный культурный пласт, который невозможно вместить в рамки одной экспозиции или одной книги. Поэтому представленные на выставке произведения являются лишь отдельными, но подчас совершенно забытыми страницами двухвековой летописи русской монументальной пластики, как и аннотации в каталоге, составленные на основе архивных документов и литературных сведений.
И речь идет не только о памятниках Москвы и Петербурга. Хранящиеся в музее экспонаты дали возможность обратиться к изучению монументов, которые сооружались в самых разных уголках российской империи. Состав собрания и, в первую очередь, коллекции скульптуры XVIII - начала XX века, определил выбор конкретных "сюжетов". Иногда основным объектом исследования становится рисунок, старая фотография, где запечатлен несохранившийся памятник, нереализованный проект.
Дистанция между началом работы над замыслом памятника и его завершением оказывалась нередко весьма значительной. Над одним и тем же монументом трудились часто разные мастера, предлагая каждый - свое решение. Бывали и другие ситуации (связанные, прежде всего, со скульптурой XVIII века) - иногда произведения той эпохи лишь спустя десятилетия приобретали статус городского памятника. Так произошло, например, со статуей императрицы Екатерины II, исполненной в Германии в 1782-1788 годах и долгое время пребывавшей в безвестности в фамильном владении Гончаровых. Лишь в 1846 году она превратилась в монумент, украсивший город Екатеринослав.
Монументальное искусство середины XIX века представлены на выставке произведениями П.К. Клодта и Н.С. Пименова. Памятник И.А. Крылову, появившийся в 1855 году в Летнем саду, равно как и памятник Николаю I, открытый через четыре года на Исаакиевской площади, благополучно украшают Петербург и по сей день.
Целый комплекс практически неизвестных петербуржцам экспонатов - скульптура, рисунки, фотоснимки - связан с задуманным в начале 1850-х годов украшением декоративной скульптурой Благовещенского (Николаевского) моста. Проследить историю создания неосуществленного ансамбля помогли архивные документы. Над этим проектом увлеченно работал Н.С. Пименов, создавший шесть из заказанных восьми скульптурных групп.
Среди целого собрания "уник" - терракотовых и гипсовых эскизов М.М. Антокольского есть этюд к статуе Александра II, над которой скульптор работал в течение длительного времени. Он имеет прямое отношение к монументальной фигуре императора, отлитой в бронзе и принадлежащей Киевскому музею русского искусства.
На выставке экспонируются и другие проекты памятников Александру II, так или иначе связанные с Петербургом. Это, в первую очередь, замечательный в художественном отношении эскиз П.П. Трубецкого, который не был осуществлен и даже не был премирован жюри на конкурсе 1910 года, проходившем в Мраморном дворце.
Во многих отношениях примечателен впервые экспонируемый в музейных залах бронзовый бюст Александра II, появившийся в собрании ГРМ в 1959 году. Он был найден в земле при строительных работах на 22-й линии Васильевского острова. На этом месте в 1912 году был открыт "Городской училищный дом в память 19 февраля 1861 г".
В последнем разделе выставки, посвященном монументам начала ХХ века, представлены изобразительные материалы, касающиеся истории памятника Александру III, который стоял на Знаменской площади перед зданием Московского вокзала с 1909 по 1937 год. Эту конную статую работы П. П. Трубецкого, принадлежащую к шедеврам не только отечественного, но и мирового искусства, удалось сохранить именно благодаря передаче в Русский музей. Не так давно в стены музея вернулся и другой монументальный портрет "Царя-Миротворца" - мраморная статуя, исполненная М. М. Антокольским в 1897-1898 годах специально для только что открытого Русского музея императора Александра III.
Малоизвестные памятники того времени, только задуманные или действительно осуществленные, запечатлены в фотографиях, хранящихся в собрании ГРМ. В ходе подготовки выставки удалось правильно аннотировать некоторые изображения, определив местоположение монументов или установить неизвестное ранее авторство проектов.
Такова история жизни лишь нескольких памятников, вошедших в экспозицию. Всего же на выставке представлено более ста работ крупнейших русских мастеров: М.О. Микешина, А.М.Опекушина, И.Н.Шредера, В.А.Беклемишева, Л.В.Шервуда и др., которые отражают почти двухсотлетнюю историю развития монументальной скульптуры в России. Выставка "Забытая Россия" позволила показать целый ряд произведений, которые до сих пор не экспонировались и не публиковались. В истории русской монументальной скульптуры остается еще немало непознанного, искаженного легендами, либо - отсутствием или незнанием фактического документального и изобразительного материала. Некоторые из имеющихся лакун восполнит данная выставка, в очередной раз раскрывающая перед зрителями и исследователями богатейшие фонды Государственного Русского музея.