Третьяковская галерея сегодня единственный отечественный музей, сделавший попытку создать постоянную экспозицию "Искусство ХХ века". Первый ее вариант, подготовленный группой сотрудников во главе с Я.В.Бруком, во многом опирался на опыт экспонирования старого искусства. В 1998 году была открыта 1-ая часть экспозиции - искусство 1 половины ХХ века, в 2000 году 2-ая часть - искусство 2 половина ХХ века.
За прошедшие годы стало очевидно, что взгляд на искусство прошедшего столетия еще меняется и корректируется, изменяется и отношение к вариантам его показа. Принципиально важным становится понимание того, что экспозиция "Искусство ХХ века" может рассматриваться как смена самостоятельных проектов, каждый из которых имеет временные границы существования (4-5 лет) и собственное концептуальное решение.
Главная задача, которую хотелось бы решить в готовящемся проекте - сделать показ искусства ХХ века более динамичным и зрелищным. Для этого необходимо так расположить материал, чтобы любая категория зрителей смогла составить представление об этом периоде, как о времени необычайно разнообразных художественных процессов, имеющих свою логику развития. Этому может помочь смена визуальных впечатлений, которая возникает от смены и чередования разного по характеру материала, а также дизайнерского решения залов, в том числе цветового решения стен.
Работа над проектом имеет несколько этапов:
1 этап (залы 1-13, 39-42) - осуществлен к маю 2006 года.
2 этап (залы 14-38) предполагается подготовить в течение юбилейного года.
В соответствии с поставленной задачей и велась работа над 1 этапом экспозицци.
- Осуществлено перераспределение материала в соответствии с логикой развития художественного процесса: от неопримитивизма (начиная с М.Ларионова и Н.Гончаровой, "Бубнового валета") к кубизму, супрематизму и конструктивизму.
- В соответствии с этой логикой в состав экспозиции введен новый раздел (зал № 8), в котором экспонируются в виде инсталляции "Реконструкция выставки Обмоху 1921 года" (реконструкции работ В. и Г.Стенбергов, А.Родченко, К.Медунецкого, К.Иогансона) как пример раннего, лабораторного конструктивизма. В этом же зале размещены 4 реконструкции контр-рельефов В.Татлина. Таким образом, раздел дает представление о начальном этапе одного из важнейших для ХХ века стилеобразующих художественных направлений, демонстрация которого невозможна только на материале коллекции ГТГ.
- В отдельный зал выделены работы В. Кандинского, М.Шагала, П.Филонова - ярких индивидуальностей авангардного движения (№ 9).
- В залах графики (№ 10-11) применено новое цветовое решение стен, там же впервые экспонируется в витринах агитационный фарфор.
- В состав экспозиции водится зал неоклассики, как движения, противоборствующего авангарду (№ 13).
- В составе экспозиции организуются информационные зоны, где демонстрируются фильмы, связанные с искусством того или иного периода, и предоставляется возможность познакомиться с дополнительными материалами.
- Экспериментальный раздел экспозиции (№ 39-42, другой этаж). Представлен материал новейших течений, в который включаются главным образом объекты, инсталляции, фотографии и т.д. Раздел имеет свою логику построения экспозиции и свои принципы показа. Экспозиция начинается с 42 зала.