НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Сержа Шаршуна в Русском музее

c 24 августа по 24 сентября 2006Санкт-Петербург
Выставка Сержа Шаршуна в Мраморном дворце
Серж Шаршун. Гондола N26. 1952-1953
Серж Шаршун. Жестокое море. 1949
Серж Шаршун. Морской витраж. 1948
Серж Шаршун. Дороги невидимого. 1947
24 августа в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений художника Сержа Шаршуна. Экспозиция включает 60 произведений живописи из французских частных собраний, созданных художником в 1922-1968 годах (работы в стилях орнаментального кубизма и пуризма, "дадаистские пейзажи", "Морской цикл", серии "Дань музыке", "Музыкальные композиции" и многое другое).

Выставка организована Государственным Русским музеем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина совместно с Фондом культуры Мафре Вида (Мадрид), Музеем Людвига (Кельн), и Национальным центром искусств и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж).

Серж Шаршун, давно и хорошо известный на западе художник, писатель, поэт русского происхождения практически не знаком своим соотечественникам. Почти через столетие имя Шаршуна, уехавшего из России в 1912 году, возвращается на родину, которая определила всё творчество художника.

Сергей Иванович Шаршун родился 4 (17) августа 1889 года в городе Бугуруслане, на среднем Поволжье, в большой купеческой семье. Мать Шаршуна умерла в тридцать три года, когда ему было тринадцать лет. Художник признавался, что в детстве был склонен к уединению, и что единственной его радостью были общение с природой и чтение.

В 1905 г. он поступил учиться в Казанское художественное училище, но учеба не принесла ни удовлетворения, ни успехов. Хотя живопись как "область восторга" он открыл для себя, начав писать "лирические пейзажи", которые позже, в зрелом возрасте, назовет "мистическими".

В 1909 г. Шаршун, перехав в Москву, попал в среду столичной художественной богемы и познакомился с новейшими течениями живописи: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом. Художнику оказались близки новые средства изобразительности, позволившие ему реализовать внутреннюю потребность в самовыражении.

В 1912 г. Шаршун эмигрировал в Берлин, затем переехал в Париж, где органично влился в ряды творческой интеллигенции. Он начал посещать академию Марии Васильевой и академию "La Palette". Одновременно начался интенсивный процесс художественного самообразования, посещение Лувра, современных галерей. Во французском кубизме через посредство Ле Фоконье художник обнаружил родственные своим творческим устремлениям строгую систему анализа объемов, четкость форм, глубокий пантеизм символического толка.

С началом первой мировой войны художник жил в Барселоне, которая стала в 1914-1917 гг. центром европейского авангардного искусства. Шаршун обнаружил в испано-мавританской рамике (???)с её орнаментальностью и ярким многоцветьем собственную "исконную славянскую сущность", что дало ему дополнительный толчок к разработке собственного творческого метода, основанного на орнаменте, симметрии, скрытой простоте. Так начался очень важный для его творчества период, который он сам определил как "орнаментальный кубизм". В работах этого периода принципы витража и симметрии с её эффектом зеркального отражения совмещались с непрерывным волнообразным рисунком.

По возвращении в 1919 г. в Париж, Шаршун вступил в самое активное десятилетие своего творчества. Он энергично участвовал в деятельности дадаистов. Находился в тесном общении с Пикабиа, Тристаном Тцарой, Андре Бретоном, Эрнстом и др. Сотрудничал с различными журналами, как художник, публицист, поэт, писатель. В это же время начался у Шаршуна начался период увлечения пуризмом под влиянием Озанфана, он переживает феномен натюрморта в духе Моранди, вступает в своеобразную перекличку с Пикабиа в своих "игровых" "Эластичных пейзажах". Художник открыл для себя метафизику Рудольфа Штайнера и изобрел "орнаментальный импрессионизм".

Но в 1930-е годы в его творчество начался кризис во многом связанный с экономическим кризисом во Франции.

Вплоть до 1942 г. Шаршун мало занимается живописью, зато развивает бурную литературную деятельность. Он сотрудничает с журналом "Числа", сближается с парижской русской интеллигенцией на литературных вечерах кружков "Зеленая лампа" Мережковского и "Кочевье" Слонима.

С 1943 г. наступил довольно спокойный и очень плодотворный период в творчестве художника. С помощью коллекционера Роже Дютийеля Шаршун арендует мастерскую, в которой будет работать до 1960 года. Происходит его знакомство с Раймоном Крезом, который в течение двадцати лет будет выставлять и продавать картины Сержа Шаршуна в своей галерее. В это время художник отдается искусству полностью.

Последние двадцать лет основной и едва ли не единственной темой Шаршуна являлась музыка, а так же тема воды. Художник говорил: "Музыка течет слева направо, будто читаешь книгу или как течет река, когда смотришь на неё с правого берега".

Сергей Шаршун умер 24 ноября 1975 года в Вильнев-Сен-Жорж и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

www.museum.ru/N27875
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2025  x    ?  


Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого

Выставка "Истовая / Неистовая" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «1905. Через призму искусства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru