Третьяковская галерея открыла выставку "Скульптура в дереве. XX век". Последняя подробность лишняя. Профессиональная деревянная скульптура родилась в 1910 году произведением С. Т. Коненкова "Старичок-полевичок", а более древней скульптуры и нет, кроме народной резьбы, церковных произведений. Прежде за материал для скульптуры почитался камень - мрамор или металл - бронза. А дерево, несмотря на то, что является традиционным материалом в России для строительства и для различных изделий, не рассматривался мастерами как материал для творчества. Введение нового материала требует определенной смелости, Коненков, признанный мастер, ошеломил всех. Он, уроженец глубинки России, имел определенную долю "наивности" чтобы такой "простонародный" материал представить на выставке, светском мероприятии. С тех пор дерево полюбилось и зрителям, и скульпторам. А чем? Может быть тем, что цвет дерева близок к тону кожи?
Коллекция скульптуры Третьяковской галереи содержит около 400 произведений деревянной скульптуры, часть предметов выставлена в постоянной экспозиции, как в Лаврушинском переулке, так и на Крымском Валу. Для выставки постоянную экспозицию не трогали, а представили предметы из фондов. Часть из них уже была на монографических выставках, но таком объеме, когда показано около 100 скульптур за 100 лет работы - впервые.
Выставку открывают знаменитые мастера - С. Т. Коненков, А. С. Голубкина, А. Т. Матвеев. Это первые гуру деревянного творчества. Однако их произведения не обладают робкими пробами свойств материала, это полностью завершенные произведения. Сотрудники Третьяковской галереи считают, что развития деревянной скульптуры нет, есть только история. История начинается с произведений высочайшего уровня, а разные пробы материала свойственны уже нашему времени.
"Старичок" Коненкова остался в экспозиции, на выставке представлен "Стрибог" (1910), страшноватый персонаж с настоящими рогами на плечах и грубыми пропорциями, "Пиршество" (1910) - выразительный горельеф.
С. Т. Коненков "На коленях", А. Т. Матвеев "Надевающая чулок" - шедевры обнаженной модели. Потом гениальный С. Д. Ерьзя, тоже человек из глубины России. Но предпочитает экзотические породы дерева: прорабатывает лицо и любуется фактурой волос из необработанного материала. После "Емельяна Пугачева перед казнью" (1933) Д. А. Якерсона - Детский зал. В начале - мэтры скульптуры представлены охристыми скульптурами на светлом фоне стен, ничего лишнего. Вспоминаются гипсы на фоне светлых стен в художественной школе. В Детском зале или Анималистическом, все иначе. Звери: обезьяны, крокодил, козел, гиена, медведь выставлены на зеленом фоне, практически как в лесу или джунглях. Скульптуры дополнены зарисовками. Здесь представлены классики анималистики В. А. Ватагин, И. С. Ефимов. В этом зале в выходные дни синий зверь Зелибоба будет заниматься с детьми. Почему Зелибоба? Потому что он живет в дереве. Зелибоба расскажет детям о Коненкове? Это Вы сможете узнать 16-17 сентября, карандаши и бумагу детям выдадут http://www.museum.ru/N28136. Премьера выставки - скульптура "Кот" (2006) Д. Б. Воронина, зверь выполнен в оригинальной технике маркетри.
Выставка на Детском зале не заканчивается. После военного затишья не только деревянной скульптуры, а искусства вообще, этот вид творчества возрождается в 1960-е гг. По традиции искусство последнего времени любит эксперименты. Если Матвеев создает скульптуру, полностью повторяя технику работы с мрамором - проработанность, шлифовка, полировка. То художники начала ХХI века не отказывают дереву быть чурочкой, доской, рубленой топором. Время деликатного подкрашивания дерева С. Т. Коненковым сменяется ярким раскрашиванием А. Г. Пологовой.
Чем же заканчивается выставка? Можно сказать, что она и не заканчивается. Она продолжается в деревянных площадках, которые есть в каждом районе. В деревянных горках-теремках, в лесенках с балясинами, всем известны качели-бревно, фигурки зайцев, белок, волков, лисиц, медведей и прочее, и прочее. (Н. Трегуб).