Великий Новгород - один из древнейших русских городов (впервые упомянут в 859 г.). Он всегда славился своими мастерами - зодчими и живописцами, резчиками по дереву и камню, ювелирами и кузнецами.
С Новгородом связываются представления об эпохе расцвета русской национальной культуры.
Творчество художников древнего Новгорода - яркое, выразительное, несущее в себе философию и культуру русского народа, отражает мощь русского духа, строгую красоту северной природы. Эти художественные традиции прослеживаются и в современных произведениях новгородских авторов.
Отдельную удивительную страницу представляет собой история новгородского декоративно-прикладного искусства. Оно всегда было тесно связано с изобразительным искусством Великого Новгорода - монументальной и станковой живописью, миниатюрами и орнаментом рукописных книг.
Во время Великой Отечественной Войны Новгородская земля два с половиной года была ареной ожесточенных сражений с фашистскими захватчиками. 14 августа 1941 года гитлеровцы прорвав оборону в районе Шимска, подошли к Новгороду. Вечером 15 августа начались уличные бои. Бойцы и местные жители, находившиеся на переднем крае, видели, как фашисты приводят в исполнение чудовищный план уничтожения древнейшего центра русской культуры, разрушая улицу за улицей, дом за домом. Многие памятники архитектуры и искусства погибли безвозвратно.
Бои за освобождение города начались 14 января 1944 года Войска 59 армии Волховского фронта, под командованием Мерецкова К.А. окружили и уничтожили противника. "Я приехал в Новгород, как только его освободили, - вспоминал К.А. Мерецков. - На улицах царила мертвая тишина. Всюду громоздились кучи битого кирпича. На весь город целыми остались около 40 зданий. Величайшие памятники древности, гордость старинной русской архитектуры, были взорваны … Специальные отряды гитлеровских солдат распилили на куски металлические статуи памятника "Тысячелетие России", но не успели их вывезти. И когда советские воины ворвались в город, они увидели лежащие в сугробах бронзовые изваяния Александра Невского, Петра Великого и А.В. Суворова".
Чрезвычайная Государственная комиссия, работавшая в Новгороде зимой 1944г. установила, что город разрушен на 98%. На выставке можно увидеть фотографии некоторых разрушенных памятников из архива Новгородского научно-реставрационного управления.
Позже из разных городов России, в основном из Ленинграда в Новгородскую область съехались художники, архитекторы, мастера, которые приняли участие в восстановлении Новгорода. Их работа также представлена на снимках восстановленных памятников древнерусского зодчества.
Данная выставка представляет произведения ведущих авторов Новгородской области, заслуженных художников России - Александра Варенцова (живопись) и Надежды Дзюба (гобелены, батик). У каждого из них своя манера, свой собственный художественный стиль.
Александр Варенцов в своем творчестве значительное место уделяет решению задач формы, языка. Жесткие контуры, нередко, невероятно интенсивные цвета в его работах не укладываются в общепринятое представление о реализме, но реалистический метод далек от однозначного объективизма и может содержать достаточную долю субъективного отношения к миру человека, природе и предметам его окружающим. Творчество Александра Варенцова - прямое тому подтверждение. Главное для него в искусстве найти такую реальность, чтобы в произведении воплотился замысел художника через созданный им образ. Сущность искусства Варенцова точнее всего выражает термин "живописный реализм". Весь путь становления творческой индивидуальности художника свидетельствует о том, что приоритет цвета, его формообразующее значение и возможности ему изначально ясны. Все его произведения, даже совершенно "этюдного" характера, по сути своей завершенные картины, поскольку в творчестве Варенцова образное начало всегда преобладает над конкретным мотивом.
Главной темой работ Надежды Дзюба стала древняя Русь и Великий Новгород с их золотыми куполами, старинными монастырями, перезвонами колоколов, просторами полей и фольклорными мотивами. В своих работах Дзюба Н. передает красоту Новгородчины, богатство культурно-исторического наследия края. Ценное свойство ее творчества - увидеть общее через личное - придает ее работам особое тепло, на них не возможно не обратить внимание. Эмоциональный настрой очень точно передан цветом, либо взаимодействием контрастных оттенков, либо близкими по тональности сочетаниями. Необходимо отметить также важное умение "мыслить в материале" и выполнять свои произведения собственноручно, сидя за ткацким станком.
Дзюба работает в разных техниках: гобелен, классический батик и роспись по шелку. Текстиль автора очень красив и поэтичен. Она использует естественные краски, близкие к натуре. Пытаясь воссоздать ощущение древности, Дзюба использует в своих тканых композициях предметы из археологических раскопов: кусочки ткани, дерева, камни, бересту и т.д. В батиках, сложных по технике исполнения, очень живописных и лиричных, особенно звучны растительные мотивы. Здесь переплетаются непостижимые всплески цвета, "живое дыхание" природы, доступные взгляду и прикосновению.
На выставке представлено около 300 работ, среди которых живописные картины, тканые гобелены и батики.