Выставка-проект "9000 км", организованная Государственным центром современного искусства, призванная отобразить новую художественную географию каждого из регионов России и одновременно попытаться осознать общую артистическую "идеограмму", побывала и в Курганском областном художественном музее (в рамках совместного проекта с Евразийским ЦСИ). Переезды по стране значительно меняли состав самой выставки - в Кургане, помимо собственной, были представлены работы лишь девяти творческих групп из Калининграда, Москвы, Владивостока, Бишкека, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга.
Следует уточнить, что подобный "9000 км" крупный проект - не первый в Кургане, в 2001 году в стенах музея демонстрировалась выставка современного искусства "Грани" (ГЦСИ), вызвавшая немало споров и разногласий, как среди посетителей, так и самих сотрудников музея. Все же, такие проекты - редкость для провинциального города, посему воспринимать представленное неискушенному зрителю было весьма сложно, от простого недоумения до резкого неприятия - "это не искусство!". Последний вопрос нелегкий и неувядающий - во все времена непривычные стили и направления вызывали бурные дебаты - считать ли сотворенное произведением искусства, или же отвергнуть однозначно. К счастью, никто уже не спорит с утверждением, что каждый имеет право высказывать собственное мнение и взгляд на мир, которые у художников, соответственно, находят выражение в их произведениях.
Актуальное искусство давно существует как факт, и это тоже не подвергается сомнению, что, впрочем, не распространяется бесспорно на то, что выходит из рук самих творцов актуальной реальности. Следует, правда, уточнить, что актуальные художники не претендуют на признание своих артефактов произведениями высокого искусства, не в том их цель и предназначение, да и уровень исполнения, учитывая экспериментальность подхода, злободневность и сиюминутность исполнения, не всегда отвечает требованиям. Что ж, таковы издержки приоритета идеи над формой.
Круглый стол, к участию в котором были приглашены все гости вернисажа, выявил основные камни преткновения для местных посетителей выставки - незнание современной жизни искусства, возможностей и способов подачи идей и, как прямое следствие, - непонимание и неприятие самих работ. Столичного зрителя подобной экспозицией совсем не удивишь - в крупнейших музеях выставки современного искусства проходят часто и с успехом. Провинциалу же приходится как следует задуматься над увиденным, чтобы понять, зачем и почему все это происходит в музейных залах. Принимать или нет предложенное художником - право зрителя, поэтому резкая и явно неадекватная реакция некоторых участников круглого стола была воспринята организаторами выставки с пониманием. Серьезная и конструктивная беседа все же состоялась - среди присутствующих немало было тех, кто воспринял идеи авторов с искренним интересом, и куратору из Калининградского ЦСИ Евгению Уманскому пришлось отвечать на самые разные вопросы.
Все проекты выставки планировалось демонстрировать в комплексе - каждый самостоятельный изобразительный ряд должен был сопровождаться в едином экспозиционном пространстве видео-артом. К сожалению, выставочные возможности не всегда бывают столь благодатны, вот и в данном случае видео-арт был вынесен в отдельный зал, что несколько "смазало" цельность восприятия.
Курганский центр современного искусства включился в общую "идеограмму" проектом "Люди за гранью нервного срыва" - своеобразная попытка представить маргинальный быт жителей глубинки, выживающих в суровом постсоветском пространстве. Реакция самих жителей на эти произведения оказалась полярной, от хохота до болезненного испуга, что, вероятно, оправданно - мало кому захочется соотносить себя, пусть даже и иронически, с героями курганских перформансов. По замыслу автора, все это действо как раз и призывало посмеяться над доведенными до логического абсурда искаженными реалиями быта местной обнищавшей интеллигенции - именно потому, что смех - лучшее лекарство и лучшая защита. "Игра в безумие", как назвал ее Е. Уманский, - да, порой жесткая, и все же - игра, все же ирония, ибо смеясь, а не только ужасаясь, легче справиться с ворохом проблем и не впасть в безумие реальное. Вполне понятно стремление замученных неприглядной реальностью людей искать спасение в вечных идеалах красоты и гармонии классического искусства, да вот только лекарство не всегда бывает сладким. И никто не отрицает важность присутствия красоты в жизни человека, если бы только не сопутствовал ей неизбежный антипод - уродство всевозможных степеней и форм, от рукотворных монстров века технократии до душевной искалеченности. И вопрос для художника даже не в том, "что это такое и как с этим бороться" - на это будет отвечать вдумчивый и внимательный зритель, каждый сам для себя. Современное искусство, как и любое другое, не отвечает на вопросы, а ставит их. К тому же, как говорил В. Маяковский - "искусство - не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло", потому-то и сможет верно оценить увиденное зритель, неленивый умом.
Ольга Коваль, куратор выставки от художественного музея.