2 ноября 2006 года в 16.00 в Государственном Историческом музее представляют пятый экспонат выставочного проекта "Живая экспозиция". Царское Село в гостях у Исторического музея - Бюро-цилиндр с аллегорическими сценами путешествия императрицы Екатерины II в Крым. Санкт-Петербург. Мастер М.Я. Веретенников. 1787-1790 гг.
В коллекции музея-заповедника "Царское Село" хранятся уникальные предметы, связанные с определенными историческими событиями. Среди них - шедевр декоративно-прикладного искусства - бюро-цилиндр с аллегорическими изображениями сцен путешествия императрицы Екатерины II в Крым в 1787 г.
Путешествие было хорошо продуманной политической акцией, цель которой - продемонстрировать, что Россия прочно обосновалась в Крыму и Северном Причерноморье, только что отвоеванных у Турции, а поводом - подведение итогов деятельности на этих территориях светлейшего князя Г.А. Потёмкина.
Идейно путешествие лежало в русле так называемого "греческого проекта", разработанного князем Потемкиным и поддерживаемого императрицей. У истоков его стоял Вольтер. В своих письмах к Екатерине он постоянно обращался к греческой теме и призывал ее к завоеванию Константинополя и возрождению греческого государства и культуры.
Сокрушение союзниками Османской империи предполагало раздел части её владения между русскими и австрийцами. В другой ее части должны были быть созданы два новых государства - собственно Византия со столицей в Константинополе, трон которого предназначался великому князю Константину Павловичу, и Дакия (Молдавия, Валахия, Бессарабия), на престоле которой предполагалось основать новую династию, шедшую от Потёмкина. Как вариант для обсуждения предлагалось создать из турецких владений государство Албанию во главе с тем же Потёмкиным, внезапная смерть которого в 1791 г. остановила программу движения на Босфор.
Бюро выполнено сразу же по завершении путешествия в Крым талантливым мастером, крепостным Матвеем Яковлевичем Веретенниковым. Ему принадлежит значительное число предметов мебели, выдающихся по своему исполнению, изготовленных по заказам императорского Двора и высокопоставленных особ.
Техника наборного дерева - маркетри, - в которой работал мастер, принадлежит к разновидности мозаики, когда вся поверхность деревянного изделия покрывается набором из тонких фигурных пластинок фанеровки и подобранных по цвету и текстуре древесины. Творческая манера Веретенникова узнаваема и неповторима. Ее характеризует своеобразная "живописность", настолько технически безупречно и выразительно по цвету переданы портретное сходство, пластика фигур, сложные драпировки и многоплановые пейзажи.
Наборные изображения, украшающие бюро выполнены по рисункам архитектора Н.А. Львова.