20 октября в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина “Михайловское” открывается выставка «Барышня-крестьянка». Мир молодой женщины пушкинского времени. Из коллекции Пушкинского Заповедника. Выставка продлится до 31 октября.
Выставка является небольшим музейным вступлением в тему "женский "мир" пушкинского времени".
Цель выставки - показать через музейные предметы из разных коллекций Пушкинского музея-заповедника фрагмент женского "мира" пушкинской эпохи - "мира" образованной дворянки.
Особое место в этом "мире" занимало творческое поведение А.С. Пушкина, как нетрадиционный метод исследования жизни и человека. Такая творческая игра поэта в женском обществе было обусловлено литературным бытом того времени. Этому явлению было характерно отсутствие границ между искусством и реальностью.
Так, литература была моделью, которой жизнь часто подражала. Художественный текст книг проник в письма, дневники, альбомы, диалоги людей и активно строил нормы бытового пространства.
А.С. Пушкин с лёгкостью менял литературные "маски", разыгрывая заданную себе художественную "роль". Его автопортреты на рукописях в женских и других "ролях" красноречиво демонстрируют игровое поведение. На выставке пушкинские рукописи представлены впервые изданными малым тиражом рабочими тетрадями А.С.Пушкина. Даже по копиям рукописей можно заметить, что игровое поведение поэта превращается в момент эстетического порядка, так же, как его "игровые" автопортреты - суть произведения изобразительного искусства.
Повесть "Барышня-крестьянка", пожалуй, самое "игровое" произведение Пушкина. Его героиня Лиза Муромская не просто играет роль крестьянки. Она внушает Алексею Берестову искреннее чувство любви, благодаря чему в художественном пространстве повести устанавливается гармония мира. "Для А.С. Пушкина любовь - это высшее проявление личности, экзамен на право считаться человеком". (Вольперт Л.И.). Выставка не случайно устроена в доме-музее Тригорского, и не случайно в октябре. В октябре этого года исполняется 175 лет со дня появления в свет пушкинского произведения "Повести Белкина".
Впервые они были изданы в октябре 1831 года в Петербурге. Читающая публика и литературные критики встретили это произведение прохладно, считая, что оно свидетельствует об упадке таланта поэта. Хозяйка Тригорского П.А.Осипова была одним из немногих современников Пушкина, кто по достоинству оценил "Повести Белкина". Поэт подарил Прасковье Александровне один из первых экземпляров этого произведения. В письме от 25 января 1832 года П.А. Осипова пишет Пушкину: "Ваши повести, вопреки вашему предсказанию, заставили меня провести бессонную ночь, и я об этом ничуть не жалею". В витрине экспонируется первое издание "Повестей Белкина"1831 года
Вероятно, в повестях А.С. Пушкина Прасковье Александровне особенно близок был "мир" уездной барышни. Этот "мир" на выставке представлен предметами русского дворянского быта 1-ой половины 19 в. - дамскими альбомами, вышивками и др. В витринах экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, дамские альбомы 1-ой трети 19в., вышивки бисером. "Мир" уездной барышни отражён на выставке в современной живописи и графики.
Одно из основных занятий уездных барышень пушкинского времени - чтение. "Теперь я понимаю за что Вяземский и Пушкин так любят уездных барышень. Они их истинная публика". (Пушкин) Круг чтения уездной барышни иллюстрируют на выставке редкие европейские издания любовно-сентиментальных романов 18-нач.19в Ж.Ж.Руссо, С. Ричардсона, м-м де Сталь Гольштейн. На выставке экспонируется "прелестная повесть баронессы Крюднер" (Пушкин). Персонажи сочинений этих авторов занимали воображение Татьяны Лариной. Экспонируется женевское издание 1801 года книги Шадерло де Лакло "Опасные связи". Роман Ш. де Лакло предвосхитил многие черты реалистического романа 19-20 в.в. аналитическим психологизмом. "Игровое" поведение Пушкина по роману Лакло отражает переписка поэта с А.П.Керн. Эта переписка представлена на выставке через этикетаж.
Эпизоды и "роли" героев книг Пушкин разыгрывал в годы ссылки в Михайловское с участием барышень Тригорского, ценителей европейской и отечественной литературы. Литературные интересы хозяйки Тригорского, близкого друга поэта, представлены книгами Сегюра, Виланда, Фонтенеля и Роленя. Книги подобраны таким образом, чтобы посетитель, познакомившись с кругом чтения уездных барышень, составил представление об одном из важных факторов, формировавших, по словам Пушкина, "особенность характера, самобытность (individualite), без чего … не существует и человеческого величия".
Л.Левкова, зав. сектором редкой книги