15 декабря в Михайловском замке Государственного Русского музея открывается выставка "Гербарий любви", посвященная 300-летию со дня рождения Карла фон Линнея (1707-1778). Она организована совместно со Шведским консульством и Шведским институтом.
В 2007 году исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося шведского учёного Карла Линнея. В канун юбилейного года Русский музей, при содействии Генерального консульства Швеции и Шведского института, открывает выставку работ шведского фотографа Эдварда Койнберга (род. 1964), импульсом к созданию которых послужила теория Линнея о любовной жизни растений. Также будут представлены иллюстрации для ботанических атласов Ф.П. Толстого (1783-1873) и рисунки П.Н. Филонова (1883-1941), свидетельствующие о естественнонаучных увлечениях художника и его интересе к идеям Линнея.
Карл фон Линней родился в 1707 году в городке Росхульт на юге Швеции. Самым весомым вкладом его в биологию стал разработанный метод идентификации и систематизации флоры и фауны. Однако наибольшую известность он приобрел за бинарную номенклатуру - систему научных обозначений растений и животных, согласно которой любое растение и животное получило название, состоящее из двух латинских наименований. За свою жизнь Линней дал названия примерно 7700 растениям и 4400 животным.
Линней получил медицинское образование, окончив в 1735 году университет в Голландии. После этого он много путешествовал по Европе, встречался с ведущими биологами своего времени. В эти годы он установил важные связи в научном мире; ему также удалось разработать собственные теории и опубликовать несколько книг. Его научная репутация крепла, и вскоре он занял место в ряду крупнейших биологов своего времени.
С 1741 года и до конца своей научной деятельности Линней возглавлял кафедру ботаники Упсальского университета, воспитав целое поколение шведских ботаников, которые позднее, отправляясь на поиски неизвестных видов растений, способствовали распространению системы Линнея в мире. Линней назвал их своими "апостолами". Умер Карл Линней в 1778 году в своём поместье Хаммарбю недалеко от Упсалы.
Цикл фоторабот Эдварда Койнберга (род. в 1964) "Гербарий любви", впервые был показан в 2003 году в Стокгольме. С 1989 Койнберг работает фотографом и графическим дизайнером. Несколько лет назад он начал создавать собственные проекты; часто темой его работ становятся сад и растения. Койнберг создаёт фотографии растений в стиле, который отсылает нас ко временам Линнея или более ранним. Важным источником вдохновения для него является голландская живопись семнадцатого - восемнадцатого веков.
Непосредственным импульсом к созданию "Гербария любви" стала теория о любовной жизни растений, разработанная Карлом Линнеем. "Цветок - это радость растения", утверждает Линней во введении к работе о системе классификации растений на основе строения системы размножения, далее он с триумфом добавляет: "Так растение воспроизводит себя!". "Чашечка цветка - это брачное ложе, где пестик и тычинка вступают в союз. Тычиночные нити - это семенные канальцы, столбик пестика - материнский влагалищный проход, завязь пестика - женский яичник, семязачаток - созревшая яйцеклетка, семя - оплодотворённая яйцеклетка". Возможно, что когда Линней проводил параллели между системами размножения людей и растений, он хотел более образно и ярко показать работу природы.
Иллюстрации Ф.П. Толстого (1783-1873), известного рисовальщика и скульптора, исполненные им в 1820-х и 1830-х гг. для ботанических атласов, сочетают виртуозное мастерство, изысканную красоту и необходимую для научного издания точность. Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи.
С первого взгляда может показаться, что нет ничего более далекого от науки, чем диковинная флора картин и рисунков П.Н. Филонова (1883-1941) - "цветы мирового расцвета". Художник сам внимательно изучал естественнонаучную литературу, и советовал своим ученикам: "смотри атласы по зоологии и ботанике", "…читай биографии и автобиографии великих и выдающихся людей", в числе прочих, называя и Линнея. Сама теория Филонова о том, что произведения искусства должны создаваться как растения, вырастая, проращиваясь кистью или карандашом художника, в своей основе близки идеям Линнея. Цветы - один из любимых мотивов в творчестве Филонова - часто встречаются в его наследии, подтверждая близость его эстетики с философией шведского ученого.
Организаторы планируют показать выставку по всему миру до 2008 года; она будет экспонироваться в Китае, Австралии, США, Южной Африке, Англии, Голландии, Франции, России, Украине, Италии, Германии, и т.д.