Семнадцать лет подряд в волжском городке Хвалынске, родине Кузьмы Петрова-Водкина, в августе открывается сезон художественных пленэров. Семнадцать лет в Хвалынск приезжают художники из Саратова и других городов России: Москвы, Петербурга, Волгограда, Самары, Красноярска, Казани и др.
Саратовская группа среди местного художественного сообщества давно уже прозвана «хвалынцами» в силу верности идее и общности живописной манеры. За плечами «хвалынцев» серьёзное количество больших групповых выставок, немало и персональных.
В декабре 2006 года прошедший Хвалынский сезон представлен зрителю на левом Волжском берегу – в городе Энгельсе.
Для Радищевского музея отношение к творчеству хвалынской группы становится не только традиционным, но и символичным: масштабность и яркость материала, который готовы предоставить художники, позволяет музею осваивать новые выставочные пространства.
Так в 1998 году, в первые годы работы музейного корпуса на Первомайской, 75 состоялась выставка, посвящённая 10-летию хвалынского движения, подготовленная искусствоведом Ириной Николаевной Пятницыной. В 2001 году ретроспективой прозвучала выставка «Зубриловка. Отблеск заката» в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова.
Стоит лишь пересечь автодорожный мост через Волгу, чтобы из центра Саратова оказаться в старейшем городе Саратовской губернии – Энгельсе (ранее Покровске). Два города тесно связаны между собой культурными традициями. Эти связи становятся всё более активными благодаря недавнему открытию художественного музея – Энгельсской картинной галереи Андрея Мыльникова, которая стала филиалом Саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
На сегодняшний день картинная галерея, выполняет сложнейшую задачу: ведёт реставрационные работы здания, одновременно представляя и активную выставочную деятельность.
«Саратовский Барбизон» или «Хвалынские пленэры 2006 года в Энгельсе» - так называется выставка, открывшаяся в галерее 21 декабря 2006 года. Она велика по количеству работ – их 127, и участников – 31 автор.
Писать о художниках-хвалынцах можно много и долго: настолько серьёзен и глубок подход работы этой группы, в которой есть постоянное «ядро» - ветераны и основатели движения: Павел Маскаев, Григорий Маскаев, Владимир Мошников, Елена Мальцева, Алексей Кондрашов, Вячеслав Морковин, Геннадий Панфёров. Все они художники яркой индивидуальности, на сегодняшней выставке демонстрирующие и своё мастерство, и свой особый стиль. По этим же критериям к ядру группы уже можно причислить и Светлану Лопухову, проникновенно и тонко работающую в технике пастели.
Выставка производит цельное впечатление, и в то же время каждый из авторов добавляет свою ноту, свою «краску» для яркого раскрытия образа. В этом плане интересны работы молодёжи, среди которой уже прослеживается несколько поколений: вслед за родителями не первый год приезжают в Хвалынск Алёна Батраева, Анна Леонтьева, Татьяна Маскаева, Илья Маскаев.
Недавно закончив саратовское художественное училище, заявили о себе на выставках Татьяна Шевченко, Светлана Золина, Александр Голунский. Хвалынские пленэры – возможность для молодых художников существенно дополнить базовое училищное образование и драгоценным практическим опытом, и обогатиться теоретическими знаниями, так как в традициях августовских хвалынских пленэров ещё и проведение серьёзных конференций по теории и истории живописи и художественного образования.
Непосвящённый в историю движения зритель неизбежно задаст вопрос о слишком сильной (на первый взгляд) «похожести» живописи хвалынской группы. Ответ, быть может, прост. По словам Владимира Мошникова для художников, приезжающих в Хвалынск - август – это время мечты. Фиолетовая, розовая, изумрудная, лазоревая Хвалынская мечта остаётся на холсте, бумаге, каждый раз, перенося нас на выставках в это августовское время.
Элеонора Белонович
Здесь Вы можете познакомиться с пресс-релизом выставки: http://www.radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=2376
Здесь Вы можете познакомиться с фоторепортажем открытия выставки: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=653&id_header=118