Согласно определению Большой советской энциклопедии оттепель - "повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период". Правда, в данной энциклопедии не указано, что в нашей стране слово "оттепель" применяют не только для определения погодных процессов. В Советском союзе была "хрущевская оттепель", теперь есть оттепель Марата Гельмана. Такое имя получила выставка, подготовленная к 15-летию Галереи Гельмана ее сотрудниками и представленная Русским музеем в Мраморном дворце. Галерея, открывшаяся в 1992 году тоже дитя оттепели. Оттепели перестроечной. Потепление 1990-х годов стало историей, как констатировал Марат Гельман на церемонии открытия выставки, но галерея осталась.
Похоже, празднование значимых дат в стенах Мраморного дворца становиться (а возможно стало так, как господин Гельман причислил себя к фанатам Русского музея) традиционным для московской галереи. Ее 10-летие также отмечали здесь.
За время существования проекта сформировался круг художников постоянно участвующих в деятельности галереи. Произведения большинства из них стали (в данном случае хрестоматийная и несколько пафосная формулировка, традиционная для пресс-релизов и рекламных афиш полностью соответствует действительности) классикой современного российского (и не только российского - состав экспонентов интернационален) искусства. В их числе: группа "АЕС", Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Виталий Комар и Александр Меламид, Ольга и Александр Флоренские, Арсен Савадов, Василий Цаголов, Ербол Мельдибеков, Олег Кулик, Валерий Кошляков…
Сама экспозиция делится на две части. Сначала на втором этаже дворца зрителей ждет экспозиция, составленная из работ, преподнесенных в 2001 году в дар Русскому музею Галереей Марата Гельмана после закрытия выставки "Искусство против географии". Затем, поднявшись на третий этаж можно попасть в пространство выставки "Оттепель, или In the middle of the road", нареченной так в честь одноименной видеоинсталляции Дмитрия Гутова.
Кстати, после окончания нового проекта собрание петербургского музея также ждет пополнение - одна из работ цикла "Кухонный супрематизм" творческого тандема Вячеслава Мизина и Александра Шабурова, именуемого "Синие носы". Появление этих вкусных (неслучайно же супрематизм кухонный) фотографий стало следствием события для Вячеслава Мизина печального - перелома ноги, но удачного для искусства. Ограничение способности к передвижению вдохновило художника на создание произведений, изготовление которых "Синие носы" легко смогли наладить на кухне пострадавшего.
Хотя художники, принявшие участие в проекте "Оттепель" принадлежат к поколению мастеров, сформировавшихся в 1990-е годы, ретроспективной выставка не является. Наоборот большинство представленных произведений новые, совершенно современные.
Взаимодействуя две части экспозиции создают эффект временного перемещения. Представляя путь пройденный, пережитый современным искусством на постсоветском пространстве и московской галереей. Так, что новый эстетический опыт (а яркие и высококлассные произведения, прибывшие из Галереи Гельмана, их вам гарантируют) будет дополнен интересными историческими впечатлениями.
Информация о музее: http://www.museum.ru/N29739
(с) Музеи России