28 фераля в 17.00 Областной Дом народного творчества из города Курска и «Народная галерея» /Москва/ приглашают на открытие выставки «Народное искусство Курской области».
Будут представлены: живопись, керамика, Кожлянская игрушка, береста, Суджанские ковры, традиционные рушники и лапти из
Большесолдатского района, резьба по дереву, лозоплетение и т.д.
Выставка продлится по 21 марта 2007г.
Временем возникновения многих промыслов является первая половина XVIII столетия, что связано с волной заселения края. Наиболее развиты были побочные занятия у населения Дмитриевского, Старо-Оскольского и Белгородского уездов. В архивных материалах, касающихся кустарничества, наиболее ярко выступают Великая Михайловка, где благодаря усилиям князя Голицына существовало 30 промыслов, и слобода Борисовка Грайворонского уезда, где благодаря Б.П. Шереметеву существовал и процветал даже иконописный промысел.
В начале ХХ века наблюдался спад кустарной промышленности… Но все же по данным статистического исследования к началу ХХ века на Курской земле существовал 21 промысел.
По степени продуктивности кустарных промыслов, в смысле воздействия их на благосостояние населения, первое место занимает кожевенно-сапожный. В 1886 г. Курск был главным центром этого промысла, где насчитывалось 20 кожевенных заводов. Большой спрос на курские кожевенно-сапожные изделия преобладал на всех рынках Украины. Товар сбывался в Полтаву,
Кровелец, Харьков, Екатеринослав, Ростов-на-Дону. 10-15 лет за кожами в Курск приезжали из Одессы и Бессарабии. 50-60 годы XIX в. - время расцвета кожевенно-сапожного производства. Все южные украинские ярмарки и базары были завалены сапогами курского производства. Район кожевенно-сапожного производства тянулся по всей южной окраине Курской губернии и переходил в Воронежскую. В 70-х гг. прошлого столетия кожевенно-сапожное производство охватил кризис, вызванный отменой крепостного права, проведением железной дороги, проникновением на рынки тверских, московских сапог, белопольских и московских обделанных кож, кимрского и варшавского товара. Курские сапожники стали терять монополию на украинских рынках. К началу ХХ века кожевенное производство во многих местностях губернии утратило характер кустарничества и существовало в виде более или менее значительных предприятий с наемными рабочими.
На территории Курской губернии были распространены различные промыслы по изготовлению одежды, в том числе овчинный, шорный, шубный, шерстобитный промыслы.
Существовало в Курской губернии и ювелирное дело, хотя и в очень малом объеме. Так, роговое производство было зарегистрировано в г. Мирополье Суджанского уезда, с. Званном Рыльского уезда. Там изготовляли большей частью гребни. А в заштатном городе Хотмыжск Грайворонского уезда делали крестики, серьги, кольца. Курская губерния славилась своими деревянными изделиями. Кустари, работавшие с деревом, изготовляли довольно широкий ассортимент предметов, которые можно условно разделить на три группы: средства для транспорта, орудия сельскохозяйственного труда, предметы домашнего обихода, в том числе и иконы.
Традиционный русский народный промысел - роспись деревянных изделий - не обошел и курских кустарей. Особо славились курские расписные сундуки и дуги. На Курской земле были и естественные красители. Например, охру добывали в с. Шахове, Сажном и Лесках Корочанского уезда. Телеги, сани из Обоянского, Суджанского, Тимского уездов были известны во всем крае. В Обоянском уезде изготовляли также ободья и полозья, а в с. Бобрышове - вожжи. В присеймских селениях Рыльского уезда делали лодки.
С деревянными промыслами было тесно связано изготовление икон. Иконописанием занималось исключительно малороссийское население, проживавшее в сл. Борисовке Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря в память Полтавской победы над шведами с благословения и при содействии графа Б.П.Шереметева, благодаря которому крепостное право в этом уголке Курской губернии никогда не было отягощающим ярмом. Граф Б.П.Шереметев ценил таланты в среде крестьян и давал им развитие, отправлял талантливых крестьян на учебу в столицу. В сл.Борисовке были также построены две церкви - Тихвинской Божьей Матери (1714 г.) и церкви во имя Преображения Господня (1719 г.). В 1887 г. в Борисовке насчитывалось 500 иконописцев. Борисовцы писали свои иконы в строгановском, византийском стиле, в соответствии с киевской, новгородской, московской школами. Самые популярные темы икон - Спаситель, Божья Матерь, Николай Чудотворец, Тихвинская Божья Матерь, св. Харлампий и св. Власий (покровитель скота и защитник от поветрий), Козельщанская Божья Матерь.
К началу ХХ столетия художественные достоинства борисовских икон стали ниже, осложнилось положение и с древесным материалом. Все это вызвало упадок промысла.
Гончарный промысел - один из самых старейших на курской земле. Промысел был развит в западной и восточной частях Курской губернии. Великая Михайловка была центром и главным пунктом горшечного производства во всей восточной половине губернии.
Работа с камнем различных пород - это традиционное занятие русского народа. В Курской губернии особенно славились каменщики с. Троицкого Нижне-Реутской волости Фатежского уезда.
Были в Курской губернии и умелые кузнецы. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье. Металлические части машин курские кузнецы делали самые простые ...
Ткачество как кустарный промысел, не имело серьезного экономического значения и, в основном, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п. В 1911 г. открылись ткацкие школы в г. Суджа, сл. Белая и с. Боршня,
д. Касторная с отделениями в Судже и Мирополье.
Особо следует сказать об изготовлении скатертей. Этот промысел возник в конце первой четверти XIX столетия. Занимались тканием скатертей мужчины. Скатерти делали исключительно из пеньки и льна четырех сортов.
Один из самых молодых промыслов - корзиноплетение (плетение корзин) - был принесен в Курскую губернию крестьянами, уходившими на заработки в южные губернии. Были в Курской губернии и кустари-музыканты. В селе Нижнее Ольховатое Щигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику - неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.