Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Эти строки Александр Пушкин посвятил в шестой главе "Евгения Онегина" гибели юного поэта Ленского. Сегодня они обращены к другому поединку - дуэли унесшей жизнь их автора. Выбор этот не случаен. Многие склонны видеть в описании поединка Онегина и Ленского своего рода пророчество, предсказание собственной судьбы поэта. Поэтому напротив картины художника Александра Наумова, посвященной дуэли Пушкина и Дантеса, появляется полотно Ильи Репина "Дуэль Онегина с Ленским".
27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года было суждено стать роковым днем в истории русской культуры. В этот день в 5 часов пополудни за Черной речкой, возле Комендантской дачи стрелялись двое: Александр Пушкин и Жорж Дантес. Два дня спустя, 29 января (10 февраля) 1837 года, сердце раненного на дуэли поэта остановилось.
Спустя 170 лет во Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке 12 открылась выставка "Потух огонь на алтаре…", посвященная тем трагическим событиям. Хотя с тех пор минуло почти два столетия многие предметы, представленные на экспозиции, демонстрируются впервые. Последнюю дуэль первого поэта России с первых дней окружали мифы. Прошедшие годы лишь увеличили их количество. Но организаторы выставки не стремились разрешить споры, окружающие те события, их причины и историю. Они лишь иллюстрируют их.
Так попадая на экспозицию, посетитель оказывается лицом к лицу с их участниками. Портреты Александра Пушкина и его жены Натальи Николаевны (в том числе знаменитая акварель работы Александра Брюллова - единственное изображение красавицы, созданное в годы ее первого брака). Изображения друзей поэта: Владимира Даля, писателя и автора знаменитого словаря великорусского языка (идею, создания которого народные легенды приписывают Пушкину); Василия Жуковского, друга и наставника, сообщившего миру о смерти поэта; Константина Данзаса друга Пушкина по Царскосельскому лицею и его секунданта… Рядом редко, появляющийся из фондов портрет Дантеса. Здесь же изображения Николая I и шефа Жандармского отделения Александра Бенкендорфа, которых молва тут же объявила, если не организаторами, то соучастниками убийства.
Кроме изображений участников и свидетелей событий февраля 1837 года на экспозиции представлены многочисленные предметы-реликвии, связанные с ними. В их числе знаменитое кольцо с изумрудом, которое поэт считал своим талисманом. После смерти Пушкина перстень этот, в коем он изображен на портрете кисти Василия Тропинина, был передан Владимиру Далю. Здесь же можно видеть не менее известные часы, чей ход остановил Жуковский в тот миг, когда перестало биться сердце Пушкина.
Завершают экспозицию печальные реликвии. Рядом с изображениями Святогорского монастыря близ села Михайловское, где был похоронен Пушкин, фрагменты гроба поэта, урна с землей с могилы Пушкина, локон его волос и, наконец, посмертная маска поэта, которую сохранил Жуковский.
Выставки и мероприятия, посвященные памяти Александра Пушкина нередки в музейных календарях. Но не часто они дают возможность видеть столько редких экспонатов, связанных с жизнью и смертью поэта, как эта экспозиция музея на Мойке 12.
(с) Музеи России
О выставке: http://www.museum.ru/N30098