"Рисунок и акварель в России. Вторая половина ХIХ века" - новая выставка проекта Русского музея "Три века русского рисунка". Петербургский музей хранит богатейшую коллекцию графических произведений, созданных русскими мастерами. Однако демонстрирует предметы из этого собрания музей нечасто. Рисунок и акварель слишком хрупки для постоянного экспонирования.
В этот раз зрителям представили творения эпохи, когда не только радикально менялась манера исполнения художниками графических (и не только графических) произведений, приобретавшая все большую свободу и виртуозность, освобождаясь от пут академического канона. Но, времени, когда произошло принципиальное изменение статуса графики. Столетиями графические материалы были скрыты от публики. Им отводилась роль вспомогательного материала. Только во второй половине позапрошлого столетия графика стала цениться независимо от ее связи с большими живописными произведениями. Ее начинают выставлять и коллекционировать. Возникают общества художников графиков, например, "Общество русских акварелистов", работы членов общества выставлены в отдельном зале.
Традиционно главными героями экспозиций, посвященных русскому искусству второй половины ХIХ века, являются звезды передвижных выставок Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Алексей Саврасов. Новая выставка Русского музея, открывшаяся в стенах Михайловского замка, не стала исключением. И хотя многие из представленных на экспозиции произведений хорошо известны, ряд работ открывает новые грани таланта прославленных мастеров.
Так изображение одной из аллей Летнего сада свидетельствует, что Шишкин был не только бытописателем жизни русских степей, полей, лесов, но и мастером городского пейзажа. Появление этой работы на выставке, видимо, было предопределено свыше. Когда ее монтировали на экспозиции, выяснилось, что статуи, меж которых прогуливаются, изображенные на рисунке петербуржцы, некогда украшали фасад Михайловского замка.
Не забыли авторы экспозиции и об извечных оппонентах художников "Товарищества передвижных выставок" - академистах. Отточенная техника и приверженность классическим сюжетам против экспрессии рисунка, хранящего облик и пульс мгновения повседневной жизни.
Однако одной из главных достопримечательностей выставки стала небольшая акварель малоизвестного архитектора Виктора Гартмана, одного из основоположников "русского стиля". Исполненное им изображение "интерьеров" парижских катакомб некогда вдохновило Модеста Мусоргского на создание одной из частей "Картинок с выставки". Сегодня, у посетителей выставки "Рисунок и акварель в России", есть уникальная возможность услышать общепризнанный музыкальный шедевр и увидеть произведение, давшее импульс для его создания, одновременно.
В последнем зале привлекают внимание творения Николая Ге (эскизы к знаменитой "Голгофе", исчезнувший из поля зрения специалистов почти 100 лет назад) и Андрея Рябушкина, предсказывающие те революции, что будут потрясать искусство на протяжении ХХ столетия.
(с) Музеи России
О выставке: http://www.museum.ru/N30154