3 марта 2007 в 16.00 в Государственном центре современного искусства состоится открытие проекта "То, что мы слышим, то, что смотрит на нас. Визуальная акустика".
Проект "То, что мы слышим, то, что смотрит на нас. Визуальная акустика" впервые в России рассматривает в образной системе стратегии визуализации звука. Это художественное течение, возникшее около 10 лет тому назад, манифистируется именно композиторами, создающими абсолютно новый язык и новую альтернативную иконологию. Искусство, ищущее пути реализации звука в визуальных технологиях, в настоящее время сформировало свой имидж и закрепило свой статус на самых престижных форумах.
В проекте участвуют композиторы, обладающие наиболее высоким рейтингом в современной музыкальной культуре и выходящие в своей творческой позиции за рамки чисто музыкального действа. В их практике используются интегрально-инсталляционные формы, где звук органически встречается с изображением и открывает визуальные пространства своего акустического присутствия.
Структура выставки определятся проектами Владимира Мартынова (Россия) "Конец времени композиторов (1999-2006), Владимира Тарасова (Литва) "Inside out" (2006), Вадима Захарова (Россия-Германия) совместно с музыкантом Иваном Соколовым (Россия-Германия) "Времена года" (2006), Хайнца Эриха Гёдеке (Германия) "Игра с растениями" (2006), Брайана Ирвайна (Великобритания) "Мистическое искусство танца", "От всех рыб в морских глубинах" (2005).
Брайн Ирвайн (р. 1965), несомненно, одна из самых ярких фигур в современной музыкальной культуре Европы и США. В его партитурах присутствует вся история осевых художественных систем XX века от авангардного джаза и новейшей классики до электронной акустики, видеоарта и компьютерных технологий. Акустическая визуальность Брайна Ирвайна сегодня сближается с видеооперами основателя минимилизма Стива Райха; драматургия его звуковых партитур структурирует не только сюжетные основы видеофильма, но и определяет его пластику. Композитора интересует критические состояния жизни, где само движения модулирует мерцающие позиции телесного-духовного от танца к смерти.
Интегральное искусство Владимира Мартынова соединяет использование стратегий фундаментальных структур (грегорианский хорал) и новейших движений постфлюксуса. Его проект "Конец времени композиторов" выстраивает модель состояния искусства на рубежах столетий - умирание культуры и ее парадоксальное обновление. Визуальные "тексты" Владимира Мартынова, где музыкальные партитуры закодированы в нелинейной логике Людвига Витгентштейна и двоичной системе классического восточного миросозерцания, образуют фундаментальные геометрические конфигурации, за пределами которых осуществляются все динамические фазы проекта. Звук в инсталляции последовательно передвигается в формах незавершенной сонаты Рихарда Вагнера, выплывающей из шума дождя, уходя в минималистические конструкции, заново пережитые Владимиром Мартыновым.
Композитор Иван Соколов (р. 1960) свыше десятилетия использует в своих концертных выступлениях перформансные, инсталляционные и "текстовые" формы. Его интересы к художественных стилям сочетаются с поиском диахронных трансформаций звука в образ. Визуально-акустические технологии Ивана Соколова приобрели свою новую феноменальность и структурные интерпретации в совместных акциях с художником-концептуалистом Вадимом Захаровым. Проект "Времена года", созданный в совместных прогулках-диалогах, - элегические ускользающие состояния-воспоминания, где вещественная реальность удваивается звуком, формируя особый контекст рефлексии и переживания.
Искусство композитора и музыканта из Гамбурга Хайнца Эриха Гёдеке связано с философией дзен, с позицией недеяния и определяется визуализацией этики, человеческого поведения, присутствием человека в экологических системах. Играя вместе с растениями, Хайнц Гёдеке превращается в античного Пана. Его тромбон звучит как свирель, а встроенные в стебли акустические датчики формируют особые образы звукоизвлечения. Человек и природа в проектах композитора приходят в гармоническое согласие; их совместный дуэт символизирует возможность возвращения утраченного времени в пространство духовного равновесия до грехопадения.
Композитор, музыкант и художник Владимира Тарасова известен своими инсталляциями в совместных проектах с Ильей Кабаковым и американской художницей Сарой Флор. Художественные акции Владимира Тарасова постоянно пересекают границы жанров и технологий, осваивают пространство культуры и непосредственную реальность, перемещаясь из Российского павильона на Венецианской Биеннале в театральные слои Авиньонского фестиваля. Проект "Inside out" можно считать автобиографичным. В его пространствах отрывается "судьба барабанщика". В тотальной инсталляции звука и образа мы "видим" биоорганическую игру на барабанах, игру самой телесности человека - его рук и ног, то, что в феноменологии видения называют "кинестезическим представлением".
Специальный гость проекта - Дмитрий Александрович Пригов, осуществляющий перформанс "Конец времени композиторов" совместно с ансамблем Opus Posth (руководитель Татьяна Гринденко).
Выставка открыта 4 марта - 1 апреля.