С 20 марта 2007 года Государственный центральный музей современной истории России представляет выставку "Мастер карандашного рисунка".
На выставке "Мастер карандашного рисунка" представлено около 70 произведений Гурама Доленджашвили, известного грузинского графика, лауреата многих престижных премий, удостоенного в 2004 г. звания Почетного Академика Российской Академии художеств. Нынешняя его выставка - не первая в столице. Еще два десятилетия назад, живя в Грузии, в Кутаиси, Гурам Доленджашвили показывал графические серии, выполненные по впечатлениям поездок на Север, на Белое море, на Камчатку и Чукотку… Немного сюрреалистичные, они тогда обращали на себя внимание неожиданностью ракурсов, сюжетов, намеренной тщательностью проработки деталей, контрастирующей с масштабами изображенного пространства, словно пронизанного космическим холодом.
Мастер офорта и акварели, Гурам в последние годы все чаще рисует графитным карандашом - материалом, который художники обычно используют как вспомогательный. Его графическая техника - почти неразличимые глазу касания карандаша, позволяющие просвечивать бумажному листу и сообщающие рисункам особую светоносность, сейчас воспринимается уникальной.
Созданные им натюрморты с предметами крестьянского быта, а особенно пейзажи, своей точностью и объективностью импонируют любителям искусства ХIХ в. В известной мере они продолжают традицию романтических произведений, выходивших из-под кисти И. Шишкина, Ю. Клевера и многих других популярных живописцев, стремящихся точнее и объективнее изображать природу, полагавших что такие произведения сильнее действуют на зрителя, ибо природа прекрасна и выразительна сама по себе. Но при всей объективности, современному мастеру трудно сохранять гармоничную интонацию "старого доброго времени".
Сказочно преображенные снегопадом уголки горных селений в его рисунках дышат покоем, но ощущение его зыбкости грустным рефреном оттеняет пронзительную красоту зимнего дня. Эффекты свечения снега или таинственный ход облаков в ночных пейзажах необъяснимо тревожны. А исполненный драматизма "Вид Кутаиси", отчетливо апеллирует к творчеству экстатичного Эль Греко. И хотя порой Гурам "скрывается" под той или иной "маской", он остается художником с собственными, давно отстоявшимися эстетическими убеждениями, не подверженными влиянию моды.
Выставка работает с 20 марта по 9 мая 2007 г.