В Одностолпной палате Музеев Московского Кремля работает выставка "Иконописцы царя Михаила Романова". В экспозиции впервые представлены малоизвестные, большей частью только что прошедшие реставрацию произведения кремлевских мастеров - замечательные иконы и роскошные памятники декоративно-прикладного искусства. Нынешняя экспозиция - возможность собрать вместе уникальные произведения, расположить их в хронологической последовательности и дать яркое представление о развитии искусства первой половиной XVII в. Выставка организована при поддержке норвежской компании НОРСК ГИДРО.
Кремлевское собрание икон, складывавшееся на протяжении многих столетий, - одно из самых значительных в России. Особенно полно представлены в нем произведения живописи XVII в.
После окончания смуты, освобождения Москвы в 1612 г. и венчания на царство Михаила Романова началось возрождение России и Москвы. В Кремле собрались лучшие художники и ремесленники из старинных русских городов для восстановления и украшения дворцов и соборов. В кремлевских мастерских создавался новый стиль, в котором слились традиции искусства Москвы XVI в., местные особенности и элементы западноевропейского искусства. Царские иконописцы выполняли разнообразные работы: расписывали храмы и терема, создавали иконы, рисунки для вышивальщиц и мастеров Серебряной палаты, знамена, писали миниатюры и рукописные книги. В настоящее время произведения этих мастеров хранятся в различных экспозициях и фондах Музеев Кремля. Это иконостасы бывшего собора Чудова монастыря и церкви Ризположения 1626-1628 гг., иконы Архангельского и Успенского соборов.
Настоящей выставке предшествовала большая многолетняя работа реставраторов и исследователей древнерусской иконописи. Изучение памятников позволило впервые определить авторов ряда из них. В экспозиции представлены работы замечательного иконописца Истомы Савина и его сыновей Никифора и Назария, работавших для патриарха Филарета, для царя Михаила Федоровича и для "именитых людей" Строгановых; новгородца Третьяка Гаврилова Кущникова, Марка Матвеева, Якова Казанца.
Искусство мастеров-иконописцев нашло яркое отражение в художественном убранстве рукописной и печатной книги. В русской традиционной культуре книга имела основополагающее значение как носительница "слова". Наряду с иконой, она была постоянной формой пожертвования в монастыри и храмы. Роскошные иллюстрированные рукописные кодексы часто исполнялись лучшими московскими художниками по заказу царя, членов царской семьи для подобных вкладов, для посольских даров или для домашнего пользования. Семнадцатый век стал для России временем широкого распространения печатной книги. К созданию рисунков для гравюр Печатный приказ привлекал иконописцев-знаменщиков из числа царских и патриарших мастеров, таких как известный царский изограф Прокопий Чирин.
Выставка "Иконописцы царя Михаила Романова" открывает незнакомый многим пласт истории России, демонстрируя через бесценные произведения искусства XVII века чувства и настроения людей этой эпохи, помогая понять разные аспекты жизни России этого времени, и представляет огромный интерес для всех, кто интересуется отечественной историей.