28 июня в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Объединение "Круг художников". 1926-32". Экспозиция включает более 150 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания ГРМ, ГТГ, МИИ Республики Карелия, Псковского ГОИАХМЗ и частных коллекций Москвы и Петербурга
Деятельность общества "Круг художников" - одно из самых ярких, своеобразных и, одновременно, характерных явлений своего времени. Будучи объединением сугубо ленинградским, "Круг" органично сочетал приверженность традициям местной школы с устремленностью к новому, провозглашенному ими в декларациях "стилю эпохи". На фоне современных ему объединений ("Община художников", Общество художников-индивидуалистов, "4 искусства", ЗОРВЕД, МАИ.) "Круг" выделялся наличием творческой программы и специфическими организационными принципами (коллективное обсуждение работ, предварительный просмотр эскизов, своеобразная программа самообразования, коллективное участие в культурных мероприятиях). Активность "Круга" - творческая и общественная - не имела аналогов в Ленинграде и была близка, скорее, московскому ОСТ (Обществу станковистов, 1925-1932).
"Круг художников", как и ОСТ, - творческий коллектив индивидуальностей, сплоченных общностью целей и совместной работой на протяжении 4-5 лет. За период активной деятельности "Круг" объединял около 50 членов. Основной состав оставался почти неизменным, пополняясь притоком молодых творческих сил. Среди круговцев было немало известных впоследствии мастеров - В.В. Пакулин, А.Ф. Пахомов, А.Н. Самохвалов, А.И. Русаков, Д.Е. Загоскин, В.И. Малагис, Б.Е. Каплянский. Их произведения показывают, в каком направлении развивался "Круг" и насколько лозунги соответствовали реальной творческой практике.
Ядро будущего общества начало складываться еще в 1922-23 годах,и тогда было совершенно очевидно,что большинство в нем составляли молодые художники, испытавшие влияние "левых" и прошедшие школу авангарда.
В середине 1920-х годов со страниц прессы все чаще раздавалось официальное требование оптимизма, которое должно быть присуще "пролетарскому искусству". В журналах публиковались статьи, содержащие рассуждения о "новом реализме". Основанное в марте 1926 года 18-ю студентами-выпускниками ВХУТЕИН объединение "Круг художников" в своем Уставе объявляло о "невозможности участия в существующих в Ленинграде художественных обществах", заявляло об отрицательном отношении к "подчеркнутому индивидуализму, поверхностному этюдизму и литературщине" в творчестве, о стремлении отражать в произведениях наиболее существенные явления современности. В декларации 1928 года "Круг" провозгласил, что в поисках адекватного времени "стиля эпохи" на первый план он ставит "принцип тесно сплоченного коллектива, осуществляющего как общее художественно-идеологическое воспитание своих членов, так и руководство их практической работой". Сегодня, конечно, бросается в глаза марксистский пафос и максималистская директивность установок "Круга", но в 1920-е годы они были данью времени. Круговцы - в большинстве своем недоучившаяся, но сверхактивная провинциальная молодежь - были вынуждены быть старше самих себя и бесстрашно устремляться к новому.