И даже если были там не раз (мало кто из курганцев не заезжал к богатому северному соседу по делам или для отдыха), то всё равно увидите её другой, необычной. Или такой драматически яркой, какой написал её Михаил Гардубей, - цветной, как лоскутные коврики, но тревожной. Словно выталкивая вперёд друг друга, теснятся дома и домики позапрошлого века - и купеческие, с резными воротами, и крестьянские, с узорными наличниками, и совсем бедняцкие, заброшенные, будто ничьи. А может быть, строгая лаконичная красота по-северному скупого и мастерски написанного Г. Дёминым "Парома" подкупит вас контрастами холодного безлюдного пространства, тёмного берега и сияния ледяной реки и снежно-белых конструкций, эффектно отражённых в воде.
Совершенно неожиданно для меня один гость вернисажа назвал "Пространство ночного города" Александра Новика абстракцией, а ведь пейзажный мотив читается там легко и внятно. Золотое мерцание света, декоративность звучания отличают "Вечернюю фантазию". Стильно и по-новому звучит у Новика знакомая тема в композиции "Старый Тобольск". Мотив старых сибирских городов встречался прежде в пейзажах тюменского Заречья, подёрнутых лёгкой патиной времени, с небом цвета старого серебра. После пленэра в Тобольске, бывшей "столице Сибири", архитектура соборов, старинных улиц и домов обретает новый характер, стилистику. Они легко впишутся в любой современный интерьер (хоть в стиль хай-тек, хоть в конструктивизм). Несколько иным, не совсем привычным оказался давно знакомый курганцам Юрий Юдин. Вместе с автором мы заглядываем в тёплый, опаловым светом мерцающий дым, и перед нами как мираж - "Обнажённая на фоне вечернего окна", одна из новых работ художника, выполненная в нечастой для него технике масляной живописи. Впрочем, характерные "юдинские" работы рядом - ироничные, фантазийно-узорчатые два листа из серии "Башни" - как зашифрованные в песенке шута трюизмы, философия, скрытая маской.
Есть для наших земляков и абсолютно новое имя - Владимир Глухов, персона весьма примечательная. Родился он в Душанбе, художественное училище закончил там же. Отсюда - яркие солнечные краски, словно раз и навсегда закрепившиеся на его палитре, есть и некое тяготение к монументально-обобщённым формам и даже, пожалуй, в более давних работах - некоторый фатализм. Но самая интересная композиция (и вполне оригинальная, и слегка обозначающая диалог с классикой) - это, бесспорно, "Искушение правоверного Ибрагима" - явная дань не только Востоку (Ибрагим что-то читает при свете свечи или лампы, головушку руками обхватил, скорее всего Коран, а в центре композиции небывальщина. По словам автора, подобное может привидеться только в бреду, но искушение - стопроцентное), но и эстетскому, и ироническому, часто искушаемому и весьма искушённому взгляду современного мужчины на жизнь в её диалектике и парадоксах. Очень красивая живопись. Здесь нелишне будет вспомнить, что художник закончил в Москве живописный факультет Суриковского института, после чего выполнил один уникальный государственный заказ, а именно вместе с командой своих коллег оформил Центр управления космическими полётами, и принимал у них работу сам Президент России В.В. Путин.
Только в 1997 году он приехал в Тюмень (это после Москвы и Душанбе), где его тоже ожидали заказы... Да так и задержался - то заказы, то творчество...
Знаковой, почти распредмеченной пластикой интригует Алексей Чугунов (серия "Заснеженный день"). Истинную отраду найдут здесь для себя ценители скульптуры - нечасто мы их балуем новыми впечатлениями и именами. А здесь и Геннадий Вострецов с вызывающе дерзкой "Евой", "Альтисткой", с портретом Пушкина. И выразительный "мухинец" Владимир Шарапов с прекрасной, почти монументальной композицией "Ожидание" и "Северной весной". Оба автора работают в разных материалах, и их работы значительно меняют пространство экспозиции, насыщая его энергетическими потоками и эмоциональными полюсами.
А ещё есть графика - уютно-привычная серия "Улицы Тюмени" И. Станкова и экспрессивные листы Юрия Акишева.
Акварелисты... В свете недавно отзвучавшей II Всероссийской выставки акварели новостей в общем-то нет, но радость узнавания тревожных образов Игоря Щетинина, тобольской серии Константина Шохова, "Отражений" Надежды Щетининой и эмоционально и цветово насыщенных работ Сергея Мокроусова не обманет зрителя. Короче говоря, есть что посмотреть на выставке тюменских художников, открытой в эти дни в Курганском областном художественном музее.
Любовь Кочарина, искусствовед