Авторы экспозиции, не претендуя на исключительность и непреложность собственного мнения, предприняли попытку столь актуального и своевременного в современном социо-культурном пространстве понимания и толкования механизма "прославления" или "пиар-продвижения" картины как предмета культуры на рынке искусства. На примере гениального творения великого мастера стало возможным постижение сущности одного из важнейших постулатов современной масс-медиа культуры - универсальности шедевра, который оказывается в центре ее внимания.
Выбор пал на "Джоконду" не случайно, а вполне объяснимо и закономерно. И не только потому, что этот год - юбилейный для ее создателя: 15 апреля 2007 г. весь мир отметил 555 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. Полотен первой величины в истории мировой живописи очень много, и не один десяток прославленных произведений может претендовать на исключительность своего положения в "рейтинге популярности". Лидирует в этом списке "Джоконда".
Не всякой картине, как предмету культуры, гарантировано великое будущее. Небывалая известность "Джоконды", в данном случае, - и закономерность, и настоящее чудо. Современники великого Леонардо восхищались полотном, но не считали именно это творение мастера уникальным или особо выдающимся, хотя в то время картина уже была объектом многочисленных копирований и экспериментальных интерпретаций, о чем свидетельствуют экспонаты выставки - репродукции работ малоизвестных широкому зрителю мастеров XVI-XVII столетий.
"Универсальность" шедевра предполагает субъективность интерпретации в его оценке и множественность теорий его толкования - на этом настаивают авторы проекта.
Тот факт, что "Джоконда" стала иконой мирового поп-искусства, великолепно подтверждают экспонаты выставки. В экспозиции представлены многочисленные примеры реакции художников самых разных предпочтений и устремлений на творение великого Леонардо.
Эксперименты таких авторитетов поп-арта, как Марселя Дюшана, Энди Уорхола, Ричарда Рейна соседствуют с неожиданными, смелыми и талантливыми работами учащихся Художественно-промышленной Академии при Краснодарском государственном Университете культуры и искусств - Е.Денисовой, О.Грушевской, О.Сулаковой, Я.Грищенко и Ш.Суртаевой.
Отныне "Джоконда" взирает на нас с тюбиков косметических кремов и многочисленных предметов повседневного обихода - обеденных тарелок, чайных кружек, обложек ежедневников и даже банных полотенец. Она - народная героиня. Она - символ. Она - бренд. Она - икона. Если знакомство с экспозицией заронит в разум и чувства гостей музея зерна сомнения, любопытства, удивления, словом неравнодушия, то авторы проекта будут считать свою задачу выполненной.