В выставочном зале Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки работает выставка "Поэзия руин. "Внутренний вид храма" Ю. Робера и мотивы античной архитектуры в европейском пейзаже XVIII - начала XIX века"
Картина, долгое время считавшаяся анонимной, ныне приписывается французскому живописцу второй половины XVIII века Юберу Роберу (1733-1808). "Сверхштатный пенсионер" Французской академии в Риме Ю. Робер писал пейзажи, античные руины, воображаемые архитектурные композиции. Среди его русских заказчиков были Юсуповы, Шуваловы, великий князь Павел Петрович. Курская картина происходит из собрания князей Барятинских в усадьбе "Марьино".
Открытие романтической красоты руин было, в литературном смысле, одним из завоеваний эпохи Просвещения. Популярность темы объясняется мировоззренческими тенденциям XVIII века: развивающимся интересом к истории, широтой распространения суждений о возвышенном и величественном. Название выставки - цитата из "Салона 1767 года" Дени Дидро, большая часть которого посвящена артистическому дебюту Ю. Робера в Париже. Статья Д. Дидро заканчивалась словами: "Если я сказал ещё не всё о поэзии руин, Робер вернёт меня к ней!".
Творчество художника и выставленная картина даёт повод для развёрнутого разговора о популярности изображения античных памятников и реликвий в европейской художественной традиции XVII - начала XIX века. Руины писал не только Робер и его современники. Предшествующая традиция литературного и визуального осмысления античного наследия богата и разнообразна. Поэты и художники ренессанса видели в римских руинах эмблему минувшего величия. Семнадцатое столетие внесло в изучение античных памятников строгость системы. Подлинно научное изучение искусства древних началось в XVIII веке благодаря трудам И.И. Винкельмана и И.Г. Лессинга, произведениям Дж. Б. Пиранези и Ж. Барбо. Для создания общего контекста выставлены живописные работы и графика. Дополнением к гравюрам Л. Ворстермана, Дж. Б. Пиранези, служат гравированные издания "Галерея Джустиниани" (1640) и "Монументы античного Рима" (1761), содержащие изображения античной скульптуры из коллекции маркизов Джустиниани и выполненные по рисункам Ж. Барбо и снабжённые его же комментариями виды памятников древнеримской архитектуры.
Выставка продлится до конца марта. Она будет интересна самому широкому кругу любителей искусства.