Небольшой провинциальный город Хвалынск уже 19 лет встречает в августе художников из разных городов России. Для художественной братии всего мира слово "пленэр" имеет магическое значение. Ведь именно работа на пленэре даёт живописцам возможность вновь и вновь почувствовать и запечатлеть тончайшие нюансы натуры, меняющейся в естественных условиях под действием солнечного света и воздуха. Может быть, поэтому для художников пленэр является не только частью постижения профессионального мастерства, но и остаётся потребностью на всю жизнь.
Но, естественно, подобные художественные события сами собой не случаются. В основе их всегда лежит чья-то инициатива и организация её воплощения в жизнь. В нашем случае идея принадлежала саратовским художникам В.Мошникову, П.Маскаеву, ивановскому - В. Мезеру и художнику из Санкт-Петербурга Г.Губанову, на протяжении многих лет общавшихся с замечательным художником П.И.Басмановым, высоко ценившим творчество К.С.Петрова-Водкина. Именно П.И.Басманов, увидев этюды, написанные в Хвалынске этими художниками, тогда ещё работавшими на родине К.С.Петрова-Водкина небольшой группой, сказал, что Хвалынск мог бы быть "Меккой" для художников, как Арль или Экс во Франции. Эти места, связанные с именами замечательных художников некогда "оплодотворивших" эту землю, становятся не только географическими точками, но несут нечто большее, как, например, намоленное пространство церкви.. Таким образом, наличие давних художественных традиций в Хвалынске, а кроме К.С.Петрова-Водкина здесь в разное время работали В.Э.Борисов-Мусатов, Б.М.Кустодиев, И.С.Горюшкин-Сорокопудов, П.П.Соколов-Скаля П.В.Митурич, В.В.Хлебникова и др., способствовали воплощению в жизнь этой идеи. И вот, в течение многих лет, общаясь друг с другом, расширяя с каждым годом свой круг, вступая в творческие и человеческие контакты, люди стремятся к новым встречам.
Большую роль пленэр играет и во внедрении культуры в самую, что ни на есть глубинку российскую. Сколько неподдельного интереса, радости познания вызывает у хвалынцев сотворение рукотворной красы, происходящее прямо на глазах… Всё это живая школа общения с миром прекрасного, общения не только творческого, но и просто человеческого: местные жители то угощают заработавшихся художников знаменитыми хвалынскими яблоками, то овощами с грядок.
Да, художники всегда много увозят этюдов с хвалынских пленэров - и как самоценные произведения, и как бесценный материал для будущих картин. И всё же главное даже не в этом. В конце концов, можно и в одиночку "разгуливать" с этюдником на плече, что собственно многие и делают. Главное в том, что в течение нескольких недель художники, разные по менталитету, возрасту, характеру, вероисповеданию, мировосприятию собрались в одном месте, дабы не только приобщиться к творчеству, но и поговорить о путях культуры. В стремлении к сотрудничеству, к диалогу художники опередили политиков, постоянно повторяющих слово "плюрализм", но продолжающих пребывать в монологическом мире. В ежедневном общении, узнавая друг друга через художественные интересы, пластические манеры и стилистику, через сопереживание где-то общих, где-то различных проблем, они расстаются уже близкими людьми, ибо понимают друг друга "без перевода", ведь говорили все на самом прекрасном и универсальном языке мира - языке изобразительного искусства. В этом может и есть самый важный урок "пленэрной школы" (В.Бородина)