Выставка Павла Зальцмана, живописца и графика, ученика Павла Филонова - первый большой ретроспективный показ его работ. Она представляет, в основном, графическое наследие яркого и самобытного художника. Войдя в 17-летнем возрасте в группу "Мастеров аналитического искусства" Филонова, у учителя он взял только то, что могло помочь выявлению собственного видения мира, и сформировался как автор с отчетливым, безошибочно узнаваемым почерком. Он проявил себя во многих сферах искусства: был профессиональным художником кино, писал замечательные стихи и острую, своеобразную прозу.
Листы П.Зальцмана представлены в постоянной экспозиции графики XX века в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Однако творчество художника по разным причинам до сих пор оставалось мало известным широкому зрителю. Данная выставка призвана привлечь внимание к уникальному художнику, продемонстрировать его творчество в развитии, показать ранее не выставлявшиеся произведения в год 95-летия со дня его рождения.
Как художник П.Зальцман сформировался очень рано. Приехав с родителями в Ленинград из Одессы в 1925 году, одновременно с учебой в школе он посещал художественную студию, слушал лекции в Институте истории искусств. К шестнадцати-семнадцати годам он стал вполне профессиональным рисовальщиком, иллюстрировал ленинградские журналы "Резец", Перелом", "Стройка". В конце 20-х годов, благодаря урокам, полученным у известного сценографа В.Арапова, Зальцман занялся ремеслом кинохудожника, стал работать на "Ленфильме" под руководством таких выдающихся режиссеров, как братья Васильевы, А.Иванов и И.Трауберг.
Определяющим для его творчества событием стала встреча в 1929 году с Павлом Филоновым. В одном из ленинградских журналов Зальцман увидел репродукции произведений с выставки "Мастеров аналитического искусства". Впечатление от этих работ было столь сильным, что молодой человек решил сам познакомиться с Филоновым. Придя в знаменитую мастерскую художника на набережной реки Карповки, своеобразную футуристическую Академию художеств, он был принят в особый круг приближенных. Зальцман не успел поучаствовать в выставках "мастеров". Важным результатом его ученичества стало иллюстрирование под руководством Филонова (совместно с другими представителями школы) карело-финского эпоса "Калевала" для издательства "Academia" (1933).
Дружба с ученицей Филонова Алисой Порет дала возможность познакомиться с Даниилом Хармсом и обэриутами. Общение с ними повлияло на Зальцмана и как на писателя, и как на художника.
В 1942 году, в разгар ленинградской блокады, Зальцман эвакуировался в Алма-Ату. К счастью, оставленные им из-за невозможности транспортировки живописные произведения "филоновского периода" были привезены следом за ним сотрудниками киностудии "Ленфильм" ("Тройной автопортрет", "Портрет Л. Глебовой" и другие полотна представлены на выставке). В Алма-Ате он прожил до конца своих дней, читал лекции по истории искусств, работал художником, а позднее и главным художником на киностудии "Казахфильм".
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N32339