НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Обнаженные Зинаиды Серебряковой в Русском музее

15 октября 2007Санкт-Петербург
Юриспруденция. 1936-1937. Обнаженные Зинаиды Серебряковой
Свет. 1936-1937. Обнаженные Зинаиды Серебряковой
Купальщица. 1911. Обнаженные Зинаиды Серебряковой

В корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка "Зинаида Серебрякова. Обнаженные" На экспозиции около 40 произведений живописи и графики из собраний ГРМ, ГТГ, ГМЗ "Петергоф", Калужского ОХМ, галереи "Триумф" (Москва).

Зинаида Серебрякова как художница обнаженной натуры занимает особое место в истории отечественного искусства. Не получившая систематического образования, дававшего навыки в изображении тела, она имела природный "вкус" к этой теме. Первые уроки в постижении законов анатомии человека художница получила в школе М.К. Тенишевой (1901) и в студии О.Э. Браза (осени-зимы 1903-05) в Петербурге. Потом был Париж (осень 1905-весна 1906), где она изучала коллекции Лувра, делала наброски с холстов П. Брейгеля, А. Ватто, Ж.О. Фрагонара, Ж.Ф. Милле.

Не стесненная рамками "школ", уставами художественных объединений и требованиями рынка картин Серебрякова, большую часть года жившая в своем имении Нескучное, вдали от столиц и музеев, творила, чутко реагируя на идеи, витавшие в воздухе. При этом традиции классического искусства она воспринимала как современные, живые, не утратившие силы.

В 1911 году Серебрякова написала полотно "Купальщица" (ГРМ) - первое в ряду созданных ею изображений обнаженных. Оно в равной мере принадлежало реальности и воспоминаниям о "купальщицах", "нимфах источников", "сусаннах" классической живописи и было попыткой попробовать себя в подобном жанре. В картине нашел отражение свойственный неоклассицизму интерес к гармонично сложенному человеческому телу, со времен античности символизирующему гармонию и красоту мироздания, к передаче скульптурной объемности форм на плоскости холста.

Холст "Купальщица" положил начало обширному ряду работ, которые прославят художницу. Среди них два одноименных полотна - "Баня" (1912 (не окончено) и 1913, оба - ГРМ). Как и у Венецианова, красота здоровых, крепких тел здесь воспринимается как отражение внутренней чистоты и цельности душ. Гармонично сложенные фигуры в естественных и непринужденных позах полны покоя и достоинства. Картину отличают совершенство пластического решения и красота композиции.

В 1915-16-м Серебрякова вместе со своим дядей А. Бенуа, а также Е. Лансере и М. Добужинским приняла участие в оформлении одного из залов Казанского вокзала в Москве. Художницей были созданы эскизы панно "Турция", "Индия", "Сиам" и "Япония" (ГРМ, ГТГ). Каждую из стран представляли изображения фигур обнаженных девушек с мягкой и женственной пластикой поз и жестов. Увы, реализации проекта помешала революция. Летом 1916-го Серебрякова занималась другим нереализованным проектом: созданием росписи "Диана и Актеон", вероятно, для особняка М.К. Морозовой (эскизы - ГРМ и ЧОКГ, музей г. Истра, частные собрания Москвы и Петербурга). Художницу увлек момент внезапного появления охотника и атмосфера панического ужаса, охватившего юных спутниц девственной богини. Множество живых, полных света набросков акварелью и графитом (ГРМ, ГТГ, "Петергоф") сопутствовало работе над неосуществленной картиной "Купание".

С начала 1920-х тема нагого тела заняла важное место в творчестве художницы и в Петрограде, и в Париже, значительно обогатив жанровое содержание ее живописи. В отличие от "купальщиц" Кустодиева созданное Серебряковой строго и лишено чувственного смакования красоты тела. Ее модели свободно позируют, порой, как "венеры" Тициана и Веласкеса, изучают свои лица в зеркалах. Их позы благородны, художница любуется гармонией и пластикой форм.

После переселения Серебряковой в Париж (1924) ее "ню" вызывали на европейских выставках столь же одобрительную реакцию, как и портреты. В дальнейшем Серебрякова писала только этюды, не превращая своих натурщиц в "купальщиц" или героинь античной мифологии. Ее женщины и девушки из русских семей Парижа спокойно позируют, лежа на простынях, или спят, вытираются, принимают воздушные ванны. В работе над темой Серебрякова пользовалась пастелью и маслом. Пастель давала тонкие свето-воздушные эффекты, нежность тона, поэтизировала женственность ("Торс" (1930, ГРМ).

В начале 1930-х в работах художницы наметилась тяга к объемности, появилось множество этюдов со стоящих фигур. Последнее можно связать с тем, что Серебрякова начала готовиться к работе по заказу барона Ж.А. де Броуэра. В ходе поездок в Марокко, где находились плантации заказчика, появились серии пейзажей и портретов и даже несколько "ню" прекрасных туземок, несмотря на то, что Коран запрещает людям позировать.

Контакты Серебряковой с бароном Броуэром способствовали и появлению уникального цикла монументальных произведений, пока мало известного в России. Это серия горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек для виллы барона "Мануар дю Реле". Украшением цикла являются прикрытые легкими красными и голубыми драпировками фигуры юных женщин, полные грации и пластичности. Реализация проекта растянулась на годы, к тому же для Серебряковой работа в "Мануаре" были случайным "подарком судьбы". Пронизанная идеалами ушедшего Серебряного века русской культуры, она не имела ни резонанса, ни продолжения. Однако судьбе было угодно не только спасти комплекс живописных работ, но и вернуть на родину художницы это необычное в ее творческом наследии произведение.

Труды над излюбленной темой обнаженной натуры Серебрякова не прекращала до конца своих дней. Ее поздние работы, например, "Обнаженная с книгой" (1940, Калуга, ОХМ), как и ранее, отмечены мягкой пластичностью, целомудренны и строги по вкусу, полны грациозной непринужденности и отражают светлый и гармоничный мир души художницы.

Дополнительно см. http://museum.ru/N32427

www.museum.ru/N32381
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.12.2024  x    ?  


"Елизавета? Проходите". Музей-заповедник "Царское Село" проводит акцию в день рождения императрицы

Книжные памятники Президентской библиотеки: Россия глазами путешественников

Открытие выставки уникальных и редких икон XIV–XVII веков в Псковском музее-заповеднике

История России – история семей. Род Орловых

Выставка о волшебнике Изумрудного города в Музее кино на ВДНХ

Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

Выставочный проект "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" в Минске

«Не разнять меня с жизнью». Открытый микрофон ко дню памяти Осипа Мандельштама

Выставка костюмных украшений Тамары Белецкой

«Металлические метаморфозы» в Музее янтаря

Уличная новогодняя выставка "Путешествие по Петербургу"

«100 лет и балет. Ёлка к юбилею музея». Выставка в музее «Пресня»

Выставка Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Выставка подлинных открыток конца XIX - начала XX вв. в Русском музее фотографии

Легендарный жираф-долгожитель Самсон украсил экспозицию Дарвиновского музея

Выставка «PF - Поздравления к Новому году» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Озарения. Детская выставка в Шерметевском дворце

Московский петербуржец (Другой Чарухин)

Выставка «Сказочная ёлка» на ВДНХ

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Новая экспозиция «Защитники южных рубежей России XVI-XVII веков» в Тульском кремле


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru