Виктор Калинин принадлежит к поколению художников, которые мощно заявили о себе в 1970-е годы. Его произведения уже тогда отличала творческая зрелость. Занятия живописью для него - это способ выразить свои размышления о мире, свою философию, которые, как и художественные впечатления, закладывались с детства.
Художник родился в алтайском селе в семье старообрядцев и был двенадцатым ребенком в семье. Род, дом, отец, мать, земля, на которой он вырос, на всю жизнь стали для него "духовной крепостью", источником тем его искусства. Через органичное усвоение традиций иконописи, русского символизма, искусства Врубеля художник воспринимал глубоко нравственный, духовный строй жизни.
Его ранние работы были близки по духу, композиции и локальному цвету произведениям древнерусской живописи. Со временем его палитра менялась, становилась более сложной, насыщенной, похожей на красочную мозаику. Художник словно входит в иную по сравнению с обыденной систему координат, где вместо быта - бытие, а жизнь становится житием. В картины на евангельские темы Калинин вносит новизну переживаний, живое, страстное чувство. Содержание его полотен выходит за рамки библейских сюжетов, это, скорее, по его же словам, "отсвет библейских мотивов". Среди портретов особой драматической силой отличается образ отца, ставшего главным героем ряда значительных живописных полотен.
Художественной убедительностью и мощным драматизмом обладают пейзажи Калинина, где мир природы наделяется неведомой драматической силой. Живопись Калинина захватывает яркой, одухотворенной пластической красотой. Мощная стихия цвета пронизывает все его полотна. Калинин хочет "слышать краски и видеть звук". Колорит достигает интенсивного звучания, диапазон которого огромен - от ослепительных вспышек до легкого светового мерцания. Творческие усилия Калинина направлены на разрешение главного вопроса времени - в чем ценность жизни. Он ищет гармонии, ищет то начало, которое объединяет людей в их трудном и прекрасном бытии. Именно таким предстает претворенный автором мотив библейской троицы в картине "Гости", где дан и реальный и неземной образ такого согласия. Трактовка картин Калинина предполагает многозначность, они не рассчитаны на поверхностное суждение. В этой многозначности - и сложность постижения, и одновременно радость открытия, которое несет в себе всякое настоящее творчество.