Третьяковская галерея готовит разные выставки, одни из них дискуссионные, примеры можно не приводить, все знают. Другие можно назвать - аксиоматичные, это выставки талантливых и потому знаменитых художников, выставки с ясной структурой, серьезной подготовкой. Именно такой стала выставка Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), посвященная 175-летию со дня рождения художника. На выставке представлена графика - рисунки, офорты, живопись - этюды и картины. Последние особенно любимы публикой. На выставке показаны произведения из российских и зарубежных музейных и частных собраний. Так, например, из Минска приехали работы "Сжатое поле. Полесский пейзаж" (1884), "Побережье Петровской рощи в Сестрорецке" (1886).
Выставка открывается портретом И.И. Шишкина работы И.Н. Крамского (1873, ГТГ). Перед зрителем уже сложившийся мастер, он уже завершил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Академии художеств. Шишкин учился с усердием, что было отмечено серебряными и золотыми медалями. Получение золотой медали позволило совершить поездку за границу. За 3 года Шишкин познакомился с немецким искусством, ненадолго увлекся анималистическим жанром. Здесь художник пишет картину "В окрестностях Дюссельдорфа" (1863, ГРМ), за эту работу он получает звание академика.
Смею предположить, что художник испытывал наслаждение, когда писал лесную рощу, чащу, поле. И зритель теперь, глядя на картины, испытывает это наслаждение снова. Писать большие картины со множеством деталей - это сложно? Это радость, призвание. Вся жизнь без этих коряг, сучьев, ручьев, заводей ничего не значит. Каждая деталь: лист, просвет, цветок - все нужно и для картины, и для ощущения состоявшейся судьбы. Живительная сила искусства не только сейчас оказывает влияние на зрителя. В 1870-1880 годах именно искусство помогло самому художнику преодолеть потерю близких людей - отца, жены, двоих сыновей. После тяжелой утраты он снова возвращается к искусству, черпает силы в живописи.
Последнее время разрабатываются программы патриотического воспитания, обычно в такой формулировке - военно-патриотическое воспитание. На выставке зрители испытывают гордость за свою родину в мирном ключе, без военного пафоса.
Преобладающий вид пейзажа на выставке - летний. Но природные мотивы сложно назвать однообразными, есть среди них и осенние пейзажи, зимние виды - "Первый снег" (1875, Киевский музей русского искусства), "Еловый лес зимой" (1884, Серпуховский историко-художественный музей). Период гнездования птиц художник отобразил в работе "Лес весной" (1884, Серпуховский историко-художественный музей). Не только жаркий полдень царит в пейзажах Шишкина, есть и "Вечер" (1871, ГТГ). Влажный воздух написан в картине "Дождь в дубовом лесу" (1891, ГТГ).
Зрителю доставит радость встреча со знаменитыми работами Шишкина: "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, ГТГ), "Ручей в березовом лесу" (1883, ГРМ), "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ), "Утро в сосновом лесу" (1889, ГТГ), "Корабельная роща" (1898, ГРМ). Живопись художника для зрителей как чистый источник, и картина в его творчестве подходящая есть ""Святой ключ" близ Елабуги" (1886, Киевский музей русского искусства).
Выставка нравится публике, выставляется в знаменитом музее. Но если сегодня какой-то художник принесет на выставку, скажем Молодежной секции Союза художников, пейзаж, выполненный в лучших шишкинских традициях, в преемственности русской живописи второй половины XIX века, то его не возьмут. Однозначно, что в XIX веке талантливо, то у художника XXI века не вызовет интереса у профессионального жюри. А что сейчас в жанре пейзажа считается талантливым?
Г.С. Чурак, заведующая отделом живописи второй половины ХIХ и начала ХХ века Третьяковской галереи, подготовила большой материал о творчестве И.И. Шишкина. В ее статье упоминается этюд 1886 года "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево". Теперь это не окрестности, а просто Москва. Написать этюд в том месте, где писал Шишкин заманчиво, только ржаного поля теперь там нет.
К выставке подготовлены занятия с детьми, интерактивные экскурсии для учащихся младшей и средней школы, лекции, семейные вечера. Разработан межмузейный маршрут "Тропою Шишкина". Во время работы выставки Третьяковская галерея снова будет работать по четвергам допоздна - до 22 часов (Н. Трегуб)