1 ноября в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Венера Советская". На экспозиции представлено около 120 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из собрания ГРМ, а также 20 фотографий из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
В названии выставки "Венера Советская" равно важны оба слова. С одной стороны - "богиня любви и красоты", с другой - советский период нашей истории от октябрьской революции до 1991 года.
В первом зале представлены произведения, запечатлевшие образ "девушки в кожанке с наганом" первых лет Советской власти. Роль женщины эмансипированной, равной мужчине и в труде и в семье, в полной мере отражена в плакате. В том виде искусства, решая важный социальный заказ, художники нередко намеренно лишали своих героинь гендерного, и даже эстетического начала. Физически сильная девушка мощного телосложения предстает перед нами и в скульптуре (В. Мухина "Женский торс" (1927)), и в живописи (А. Самохвалов "Метростроевка со сверлом" (1937)).
В следующем зале можно увидеть произведения, воплощающие различные аспекты женского начала, подчас противоположные. "Катька" В. Лебедева (1918) - образ вызывающий, откровенно-греховный, навевающий ассоциации с Катькой из "Двенадцати" Блока. "Обнаженная с белой драпировкой" В. Малагиса (около 1940) - портрет, выполненный согласно традиционным канонам изображения обнаженной натуры, в то время как облик самой героини картины им не вполне соответствует. "Женщина у окна" П. Вильямса (первая половина 1930-х) - истинное олицетворение классического типа красоты русской женщины.
Далее следуют произведения, раскрывающие тему труда и спорта. В живописи это "После кросса" и "На стадионе" А. Самохвалова (1934-35), "Раздолье" А. Дейнеки (1944), в скульптуре - "Физкультурница после плавания" А. Браиловского (1935), "Волейбол" В. Эллонена (1935) и др. Реализуя принцип телесности, художники зачастую делали героинями своих произведений молодых работниц и спортсменок с крепкими развитыми телами, ведь в 1920-30-е годы именно спорт стал государственной политикой. Подчас на этих картинах женщины предстают лишенными индивидуальности и интимности, асексуальными. В качестве антитезы выступают произведения, создававшиеся теми же художниками фактически для себя, поскольку показывать их на выставках в те годы было невозможно: это картины подлинно поэтичные, воспевающие красоту и женственность (Ю. Пименов "Женщина в гамаке" (1934), А. Дейнека "Ночь" (1935), В. Лебедев "Натурщица" (1937)).
Еще один зал посвящен воплощению образа женщины в искусстве фотографии. Увы, развитие эротического направления в советской фотографии 1920-30-х было прервано в конце 1930-х годов, когда эротика в отечественном искусстве стала явлением "нон грата". Признанный мастер фотографии А. Гринберг, создавший немало произведений в жанре "ню", был обвинен в порнографии и осужден на пять лет.
В последнем зале представлены произведения 1970-80-х годов. Некоторые художники в те годы продолжали придерживаться классических канонов изображения женской натуры: на картине "Утро" А. Мыльникова (1972) прекрасная женщина предельно холодна и отрешенна от реальности, "Лето" В. Ни (1979) продолжает традиции мастеров Возрождения. В то же время в разных видах искусства появляются и иные аспекты подхода к женскому образу и жизненным ситуациям, без идеализации: обнаженные изображаются лежащими на раскладушках ("Красавица" А. Петрова (1980)), в откровенно гротескной или анекдотической форме ("Купальщица" И. Чуйкова). Подобный подход встречается и в скульптуре (П. Шурига "Отдых" (конец 1960-х - начало 1970-х), М. Ершов "Тимма" (1979-82), Н. Богушевская "Джульетта" (1984).