Представляется совершенно естественным то, что в названии персональной выставки московского художника Георгия Литичевского в РГГУ присутствует слово «студент». Студенты представляют собой несомненное большинство в этом храме наук и знаний, и художник отдаёт дань этому очевидному факту. В то же время тема студенчества органична и для самого Литичевского, который тоже был студентом-гуманитарием, изучал историю античности в МГУ. Но и РГГУ для него не чужой дом – здесь он в 1997-1998 годах преподавал в Школе современного искусства.
Самого себя Георгий Литичевский воспринимает как вечного студента, живущего и работающего под девизом «век живи – век учись». К тому же, будучи художником-автодидактом, то есть, самоучкой, свою творческую деятельность он рассматривает как бесконечный учебный процесс. В этой позиции нет ничего ущербного, скорее она симптоматична. Нет ничего неожиданного и необычного в подобном универсализме ситуации исчезновения логики востребованности и невостребованности различных дарований, навыков, специализаций. Глобальному абсурду невостребованности можно и нужно противопоставить волю к перманентному учебному процессу.
Все эти темы являются предметом художественной медитации в последних работах Литичевского, выполненных специально для выставки в РГГУ. «Вечный студент» - это своего рода выставка-автопортрет, и в ней Георгий Литичевский некоторым образом возвращается к истокам своего творчества. Слово «комиксы» художник узнал в пору школьных тетрадок в линейку и клеточку. Как художник, Литичевский заявил о себе будучи студентом МГУ, устраивая маленькие выставки и просмотры своих работ в Московском университете. Его работы выросли из комиксов, которые он рисовал во время лекций, своего рода конспекты в виде серии картинок, всё на тех же тетрадочных листах в клетку.
Именно эта клетка или сетка становится лейтмотивом нынешней выставки. Учитывая, что многие из комиксов студенческой поры утеряны, Литичевский заново создаёт цикл комиксов в этой «студенческой манере», ручкой и фломастерами. Не прибегая к помощи линейки, художник воспроизводит тетрадные клеточки. Неизбежно получаясь кривыми, они напоминают расплывающиеся тетрадные листы в глазах невыспавшегося студента, борющегося со сном во время лекции. Комиксные персонажи, имитирующие фломастерную технику поверх клеточки – это своего рода борьба со сном. Правда, это борьба со сном при помощи сна – ведь истории, из которых заимствованы персонажи, сами по себе напоминают странные сновидения. Сны эти перемешаны с фактами собственного жизненного опыта художника. В свою очередь, нерегулярно нарисованная решётка клеточек не только напоминает о конспективной систематичности, но и навевает сны о художественном авангарде от Мондриана до минималистов. Таким образом, тема вечного студенчества как в волшебном сне смешивается с темой вечности и проблемой увековечения себя в искусстве.