29 ноября в Строгановском дворце Русского музея открывается выставка неофициальной фотографии 1960-1980-х годов "Ленинградский фотоандеграунд", организованная при поддержке куратора проекта "Авангард на Неве" Исаака Кушнира. Экспозиция включает 98 фотографий.
В советское время фотография не считалась видом искусства, а рассматривалась как прикладной вид деятельности или самодеятельности. Художественные музеи игнорировали фото вплоть до начала 1990-х годов. Официальная фотография в эти годы находилась под тотальным идеологическим контролем - запрещалось снимать религиозные сюжеты ("религиозная пропаганда"), обнаженную натуру ("порнография") и социально острые сюжеты ("идеологическая диверсия").
Цензура отметала символизм, эстетизм и любые формалистические поиски и эксперименты в фотографии. Фотографам 1960 - 1980-х годов, которым не удавалось устроиться фотокором в газету или журнал, работали в фотолабораториях или на каких-либо предприятиях. Это, помимо зарплаты, давало им достаточно мощную техническую базу - аппаратура, фотоматериалы и т.п. Как и художники, фотографы могли либо встать на путь конформизма - снимать в соответствии с идеологическими требованиями, либо уйти в подполье, отстаивая свое право на индивидуальную творческую свободу.
Начальное фотографическое образование желающие могли получить лишь в ПТУ, которое готовило работников бытового обслуживания населения. Совершенствование фотографического мастерства было возможно либо у знакомого фотографа, либо в фотоклубе. Клубы самодеятельности внесли большой вклад в развитие советской фотографии. Они позволяли фотографам знакомиться друг с другом и объединиться в художественные группы, которые во время перестройки вышли на художественную сцену. Выставки фотоклубов проходили многочисленные идеологические фильтры с одной стороны, а с другой - носили явную печать самодеятельного творчества.
Первая выставка независимой фотографии "Под парашютом" открылась в Ленинграде 26 октябре 1974 года в квартире Кузьминского. В комнате, где проходила выставка, потолок был задрапирован парашютом - отсюда название выставки. Участниками экспозиции стали 13 фотографов. Было развешено 189 фотографий различного формата, представлены все жанры и направления - портреты писателей и поэтов самиздата и тамиздата; зловещие пейзажи Ленинграда; изображения мастерских и портреты самих художников, которые через месяц выставятся в ДК им. И.И. Газа.
Знаменитые газо-невские выставки, которые способствовали популяризации живописцев, графиков и скульпторов неофициальной культуры, никак не повлияли на статус фотографов. Они по-прежнему могли выставляться публично только в рамках клубной самодеятельности, либо подпольно - на частных квартирах.
В 1977 году В. Самарин открыл собственный салон-студию на Васильевском острове, где устраивал выставки художников и фотографов. В 1978 году он был постоянным участником выставок в знаменитой бывшей церкви "Кирилла и Мефодия", организованных Т. Новиковым. Сергей Фалин свою выставку экспериментальной фотографии провел в Театральном институте, на которой авангардную экспозицию разработал художник Энвер Бакеев.