26 декабря в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Архип Иванович Куинджи", приуроченная к 165-летию со дня рождения художника. Впервые в истории Русский музей в таком объеме представляет произведения мастера из своей коллекции. В экспозицию вошло около 150 картин и рисунков, что дает редкую возможность познакомиться с творчеством Куинджи во всей недоступной другим собраниям полноте и проследить его 40-летний путь в искусстве.
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) не получил систематического художественного образования и вступил на тропу самостоятельного творчества чуть позже таких мастеров пейзажа, как А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев. Однако именно ему было суждено открыть новые художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения.
Новаторство Куинджи и его смелые эксперименты в области цвета проявляются уже в ранних работах начала 1870-х годов. Сам художник ревностно относился к своим живописным находкам. В картине "Ладожское озеро" (1871) Куинджи использовал мотив прозрачной воды, который показывает каждый камень на дне. И, когда спустя двенадцать лет, такой же прием, использованный Р.Г. Судковским в картине "Тишь на море", был назван в одной из статей газеты "Новое время" "новым словом" в искусстве, Куинджи разыскал владельца произведения и отвез к нему издателя газеты А.С. Суворина. В тот же день в "Новом времени" появилась заметка с опровержением, гласившая, что "первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи".
На выставке представлены натурные этюды 1870-х годов: "Лес зимой", "Море. Серый день. Мариуполь", "Каменистый берег. Валаам" (1875), "Крыши. Зима" (1876). Подход мастера к этюдам был необычен: они становились подсобным материалом при работе над картинами, но при этом являлись самоценными произведениями. Ученик Куинджи А.А. Рылов вспоминал слова учителя: "Картину следует писать "от себя", не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных в этюде". Найденные в этюдах и эскизах мотивы давали импульс к созданию масштабных картин. Например, в эскизе "Лес ночью" (1870-е) появляется мотив лунной ночи, ставший одним из основных в творчестве Куинджи ("Лунная ночь на море. Крым" (1876-90), "Ночь на Днепре", "Лунная ночь" (обе - 1890-е).
Важной вехой в творческой биографии художника была картина "Вечер на Украине" (1878, частично переписана в 1901). Куинджи несколько отошел от традиции повествовательного пейзажа, создав романтическое произведение, потрясавшее феерией цвета. Современники были одновременно шокированы и заворожены новаторским живописным языком художника. Как вспоминал И.Е. Репин, "тонкие эстеты упрекали Куинджи в бестактности: брать такие резкие моменты в природе, от которых больно глазам. Но никто не думал о своих глазах - смотрели, не сморгнув: не оторвать бывало".