"Надеюсь, что Бразилиа станет городом, в котором будут жить счастливые люди. Люди, живущие новой жизнью, со всеми ее слабостями. Люди, которые ценят простые и бескорыстные вещи - жест, ласковое слово и солидарность". Оскар Нимейер.
Выставка "Поэзия формы" представляет серию фотографий архитектурных проектов Оскара Нимейера, исполненных его внуком Каду Нимейером. Огромные постеры чередуются на протяжении 5 залов Музея им. Щусева с макетами основных постороек бразильского архитектора и расклейками его высказываний и рисунков. Оскару Нимейру, родившемуся в 1907 г., было суждено стать в ХХ веке создателем "героического модернизма" и "сюрреалистического классицизма". С 1930 по 1934 гг. он изучал архитектуру в Национальной школе изящных искусств (ныне Национальный архитектурный институт). Одним из самых первых прославивших Нимейера сооружений был храм в Пампулье (1943).
В 1957 г. Оскар Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа, новой столицы страны. Он спроектировал самые социально значимые здания и ее градостроительный план. Ставшее визитной карточкой Бразилиа, как триумфом и самого Нимейера, здание Национального конгресса, состоит из трех зрительно фиксированных форм, стоящих на узкой застекленной площадке: купол опрокинутый и купол перевернутый, а между ними, смещенная влево башня. Все это соединяет две возвышенности, и в своей протяженности будто предоставляет возможность плавной градации от земной природы к небесам. И эти устремления им воплощаются и в дворце Итамарати (Бразилиа), и в дворце Аиворада.
Размах гения Нимейера ощутим в зданиях Монументальной оси в Бразилиа (1956), в которой, пишет куратор выставки, бразильский историк архитектуры, Маркуш де Лонтра Кошта, явлена "попытка прийти к вечности не через соединение с природой, а через магию, связанную с сублимацией действительности". В 1964 г. Оскара Нимейера, убежденного коммуниста, друга Фиделя Кастро и Уго Чавеса, постигла вынужденная эмиграция, в связи с диктатурой, введенной новым режимом в Бразилии. Однако это и позволило охватить нимейеровскому стилю географическую карту всего мира. Его постройки представлены на выставке фотографиями Штаб-квартиры издательства Мондадори (Италия), Штаб-квартиры Коммунистической партии (Париж, 1965-80), Университета в Константине (Алжир), Мечети в Алжире, Дома культуры (Гавр, 1972-82), ради последнего из которых правительство французского города силой убеждения архитектора осознало целесообразность понижения уровня асфальтированной земли на несколько метров.
Фантазия Нимейера порою обретает такие немыслимые для традиции мирового наследия формы, что обыватель может усомниться в их "пользе и прочности", но никогда не может усомниться в их реальной "красоте" и поэзии мечты. Высказывание бразильского классика о проектировании Музея современного искусства (1991) ясно подчеркивает устремления и приоритеты архитектора: "Место под музей было настолько красивым, что делать проект было очень легко. Центральная опора и архитектура вокруг нее распускается как цветок. Затем спуск, приглашающий людей зайти туда, прогулка вокруг архитектурных сооружений, когда рядом растекается прекраснейший пейзаж".
Выставка включает в себя демонстрацию самых последних осуществленных проектов: "дороги Нимейера" (1997), включающей 11 социально значимых сооружений от Бразилиа до Нитероя. Они поражают последовательностью развития творческого почерка Нимейра и способностью гения видеть компромисс между социальным заказом и требованиями того или иного национального ландшафта (галерея SERPENTINE, Лондон, 1990-е). Имя Оскара Нимейера, и ныне здравствующего, неизменно причисляют к "триаде" великих архитекторов ХХ века: Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ и Алвара Аалто. А выставка дает возможность прочтения его самых смелых идей к контексту самых консервативных стран.