Выставка фотографий "Красота в изгнании. Русские красавицы в Париже и Голливуде 1910-1960 годов", представленная РОСФОТО, является новым воплощением одного из главных проектов театрального художника, историка моды и писателя Александра Васильева.
В 1998 году вышла книга А. Васильева "Красота в изгнании", мгновенно ставшая бестселлером, в 2001 году на ее основе автором для телеканала "Культура" был создан фильм.
Александр Васильев известен и как выдающийся, без преувеличения, коллекционер. В его собрании, состоящем из бесчисленных платьев и аксессуаров, более чем солидное (примерно десять тысяч единиц) место занимают фотографии, свидетельствующие о славе русских моделей и домов мод в Европе и США в период после революции 1917 года.
На выставке показана лишь малая часть этого единственного в своем роде собрания, однако экспозиция, составленная самим владельцем, репрезентативна в полной мере.
Героини портретов - женщины знатных дворянских родов России, самые изысканные и элегантные красавицы своего времени. Почти всем им, спасавшимся бегством от революции и гражданской войны, было суждено странствие по маршруту из Петербурга и Москвы в Киев, Одессу, Ялту, дальше - в Константинополь, по счастью, не ставшему для них финальной географической точкой, несмотря на известное свидетельство современника, отметившего восхищение турков незнакомой русской красотой: "Они подумали, что целая стая ангелов спустилась с небес".
Многие русские женщины, оказавшись в Париже, Берлине или Нью-Йорке, трудились портнихами, белошвейками или манекенщицами.
Именно так начинали свою жизнь русские Дома мод, в названиях которых звучали имена их титулованных владельцев, такие, как "ИрФе", созданный княжеской четой Ирины и Феликса Юсуповых.
В фотографиях из коллекции Александра Васильева нелегкий труд и унижения жизни в эмиграции остались "вне кадра", и, быть может, не стоит об этом сильно жалеть - читая мемуары, мы без труда восполним пробел. Красота этих женщин, не потускневшая от пережитого, а будто вновь рожденная в другом мире, ясно говорит нам о счастье их спутников и современников. И уже не так важны имена - знаменитые на всю дореволюционную Россию или ставшие известными лишь благодаря собранию Александра Васильева.