НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музей хрусталя им. Мальцовых отмечает юбилей

c 15 по 21 мая 2008Владимирская область
Музей хрусталя им. Мальцовых отмечает юбилей
Музей хрусталя им. Мальцовых отмечает юбилей
Музей хрусталя им. Мальцовых отмечает юбилей
Музей хрусталя им. Мальцовых отмечает юбилей
Музей хрусталя им. Мальцовых отмечает юбилей
Музей хрусталя им. Мальцовых… Его называют лучшим в России и одним из самых замечательных в мире. 15 мая он отмечает свое 25- летие.

1983 год. На открытие Музея хрусталя в Георгиевском соборе собрался весь Гусь-Хрустальный. Восемь лет здесь велась реставрация, рождалась уникальная экспозиция. Люди восхищались, говорили добрые слова. Помню, корреспондент центрального телевидения Владимир Андреевич Привезенцев делал репортаж об этом событии, но его зрители так и не увидели. Председатель телерадиокомитета тов. Лапин наложил на сюжет вето: «Нечего пропагандировать церковные здания. А хрусталя в стране не хватает…". Но даже это не смогло омрачить праздника, потому что слишком трудно и долго мы к нему шли.

1903 год. Фабричный поселок Гусь-Хрустальный был украшен величественным Георгиевским собором, сооруженным по заказу и на средства мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Сам Бенуа писал: "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений". Для оформления собора Юрий Степанович пригласил В.М. Васнецова. Нечаев-Мальцов убеждал художника совершить поездку в Италию, чтобы "вдохновиться Микеланджело и Рафаэлем" перед началом работы над "Страшным судом". Но Васнецов отказался: "Не следует ли, скорее, избегать их видеть, чтобы не поддаться чарам этих великих чародеев в мире образов?".

Восемь лет жизни – с 1896 по 1904 годы – Васнецов посвятил художественному оформлению Георгиевского собора. В Москве при Историческом музее был выстроен специальный павильон для работы над огромным полотном "Страшный суд" – 700 х 680 см.

Для гигантского мозаичного панно "О Тебе радуется, Благодатная!" в алтаре Виктор Михайлович создал живописный эскиз в натуральную величину – 10 на 18 метров, изображение набиралось в Петербурге известным мозаичистом В.А. Фроловым. Мозаика была установлена в соборе в конце 1902 года, а остальные картины были закончены в 1904 году, но попали в собор значительно позднее. "Страшный суд" экспонировался в Историческом музее. Вызвал огромный интерес у публики и многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Вот отзыв о картине в "Художественных сокровищах России" за 1905 год: "Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное – наши старые, московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

"Страшный суд" и картины для приделов "Распятие", "Сошествие во ад", "Евхаристия" с триумфом экспонировались в Петербурге, затем снова в Москве, и только в 1910 году, после трех выставок, картины наконец-то оказались в интерьере, для которого создавались.

К сожалению, не сохранилось достойных фотографий интерьера собора в ту пору, но можно представить все его величие. Между черными колоннами из лабрадорита висели хрустальные люстры, бронзовые паникадила художественной работы, иконостас в бронзе с эмалью, сверкающее мозаичное панно в алтаре, огромные живописные полотна… Однако совсем близко был 1917 год…

После Октябрьской революции административный отдел губисполкома свидетельствовал: "В 1923 году у рабочего населения города возникла мысль о необходимости закрытия Георгиевского храма как более подходящего под условия использования такового для культурно-просветительных целей… Церковные ценности реализованы в Госфонд, в доход казны. Сам по себе Георгиевский храм никакого исторического значения не имеет…" Организация Дворца труда потребовала "переустройства" храма: разобрали шатровую колокольню, пирамидальную крышу, барабаны и изящные главки с белокаменными кокошниками… В соборе появилась крыша на четыре ската. Мощные перекрытия разделили пространство храма на два этажа. Во Дворце труда разместились: кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека. Бронзовые паникадила и колокола ушли на переплавку, исчез без следов иконостас, из десяти хрустальных люстр чудом уцелела одна. А картины были отправлены во Владимирский музей и размещены в Успенском соборе, где в ту пору находился антирелигиозный музей.

О состоянии произведений в это время можно судить по письму М.В. Нестерова к П.И. Нерадовскому: "Дорогой Петр Иванович! Пишу Вам под живым впечатлением только что слышанного: из Владимира (на Клязьме) вернулись двое молодых художников и рассказали мне следующее: в соборах Дмитриевском и Успенском они видели картины Виктора Михайловича Васнецова – "Страшный суд", "Сошествие во ад" и, кажется, "Похвала Богородице"… "Страшный суд" – накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин внизу и наскоро зашитым бечевой (до того он был сложен несколько раз и на сгибах потерся)… Две другие картины… валяются в другом соборе… Быть может, вам удастся спасти, пока еще не поздно, эти вещи от полной их гибели, взяв их в Русский музей…".

В 1933 году картины собиралась взять Третьяковская галерея, но передача не состоялась. В 1935 году они были отправлены в Центральный Антирелигиозный музей в Ленинград, за исключением "Страшного суда". Вероятно, вплоть до 1944 года картина находилась в Георгиевском приделе Успенского собора, когда храм был возвращен верующим. Затем, накатанное на вал, полотно хранилось в фондах Владимирского музея. Как оказалось, перед этим была проведена грамотная профилактическая заклейка папиросной бумагой, что помогло спасти полотно от дальнейшего разрушения. Кто ее произвел? Возможно Николай Петрович Сычев – бывший директор Русского музея, отбывавший после ареста ссылку во Владимире с 1941-го по 1953 год. По легенде, услышанной от сотрудников Владимирского музея, заклейка происходила на площади Свободы – не нашлось такого большого помещения, где можно было развернуть полотно "Страшного суда".

Только в 1973 году из Георгиевского собора выехали кинотеатр, библиотека и музыкальная школа, конторы и многочисленные склады. Начались масштабные реставрационные работы по проекту архитектора Владимирской реставрационной мастерской Киры Сергеевны Лимоновой. А музей-заповедник приступил к организации реставрации "Страшного суда". О сложных перипетиях, возникавших в ходе этой работы, стоит рассказать подробно.

Идею этого проекта поддержал министр культуры РСФСР Юрий Серафимович Мелентьев – без его помощи наши предложения остались бы прекрасными мечтаниями. Приказом по Министерству была создана авторитетная комиссия из ведущих специалистов Реставрационного Центра имени Грабаря. Волнующий момент наступил, когда в декабре 1979 года в Крестовую палату Суздальского Кремля внесли огромный вал и начали очень осторожно раскручивать. В «дефектной ведомости» тогда было отмечено: состояние картины очень тяжелое – более семидесяти проколов, многочисленные прорывы и разрезы краев, в нижней части разрыв шириной 2 см и длиной 112 см, ткань холста провисла, утраты авторской живописи – 15 %. Стоимость реставрации – 220 тысяч рублей! (годовой бюджет музея-заповедника в этот год составлял 180 тысяч).

И все-таки Ю.С. Мелентьев дал добро! Реставрацию поручили бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста Александра Яковлевича Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры полотна определили и выбор места проведения реставрационных работ – в Екатерининском дворце Царского Села.

Картина была выполнена на целиковом холсте плотного переплетения французской фирмы. Холст находился в плачевном состоянии, его предстояло «дублировать». Но ткань такой ширины – 7 метров – в Союзе просто не выпускали. А шов был более чем нежелателен. И вдруг – фантастическое везение! В 1977 году к юбилею Октября в Иванове установили специальный станок и по приказу первого секретаря обкома изготовлен холст для создания диорамы, посвященной Иваново-Вознесенской стачке. Совершенно случайно, заговорив о своих проблемах с директором Ивановского музея Еленой Григорьевной Горбуновой, мы узнали, что у них остался кусок холста – именно 7 метров!

Во времена повального дефицита для реставрации нам помогли достать и 40 кг натурального меда, и 12 кг осетрового клея… Реставрация, начавшаяся 13 августа 1981 года, была закончена 20 мая 1983 года. Президент Академии художеств СССР Б.С. Угаров, возглавлявший комиссию по приемке работ, тогда произнес: "Сегодня большой день в истории русской живописи – возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова". 13 июля 1983 года – ровно через 60 лет – картина вернулась на свое место в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального!

И снова удача! Нам стало известно, что с начала XIX века на хрустальном заводе хранились старинные изделия, переложенные стружкой, – без описи, без регистрации: ящик на ящике, очень тяжелые, из самых обыкновенных досок (как уцелели эти ящики во время революции и в более поздние времена?) А так как наша коллекция – 3370 предметов – в основном состояла из изделий современных мастеров, я обратилась к директору хрустального завода Г.В. Савоничеву – с просьбой передать ящики в музей-заповедник. Сколько же было удивления и радости, когда на письме появилась виза: "Не возражаю, согласовать с Министерством". Министерство дало добро.

Перевезли ящики в музей, толком не зная, что в них: вдруг никчемные заготовки? Пригласили комиссию, в составе которой была большой знаток стекла, сотрудник ГИМа Нина Александровна Ашарина. Начали вскрывать ящики… В них были бесценные сокровища – изделия старинных гусевских мастеров. Всего 5236 предметов!

К созданию музея мы приступили с тревогой и сомнениями: как в поражающем масштабностью интерьере собора выстроить экспозицию, чтобы не потерялись хрупкие и изящные произведения из хрусталя. Идею подсказали впечатления от давно увиденного Музея Баккара в Париже. Изделия фирмы – на зеркальном подиуме, сверкающем, как река в солнечный день. Художник Леонтий Владимирович Озерников "развил" эту мысль – наш подиум не только выигрышно представил экспонаты, но и решил проблему освещения собора – его мягкое сияние озарило все пространство.

Свыше трех с половиной тысяч экспонатов демонстрируется в музее. Старые и современные – они рассказывают об истории русского стеклоделия, звучат гимном таланту гусевских мастеров.

Сегодня в Георгиевском соборе вовсю кипит культурная жизнь: ежегодные фестивали «Хрустальная лира», выставки, занятия с местными школьниками и экскурсии для многочисленных туристов… Кто побывал в Музее хрусталя однажды, обязательно вернется вновь. Потому что здесь, по выражению В.В. Путина, – «Уникальный музей, уникальные люди!»

А.И. Аксенова,

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Юбилейное торжество состоится 15 мая в 13.00 в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального.

В программе:

- поздравления именинника

- концерт Академического хора "Распев" п/у Колесниковой

- открытие выставки "Здесь истории, искусства, просвещения очаг..."

www.museum.ru/N33927
Ваше мнение »»

»»Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Адрес:Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Проезд:Во Владимире - автобусы и троллейбусы до ост. ост. "Соборная площадь". От автовокзала г. Владимира до Суздаля отправляется автобус с интервалом 30 мин., до г. Гусь-Хрустальный - с интервалом 40 мин.
Телефоны:8 800 100-45-45 (заказ экскурсий)
сайт:vladmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Сергей Цигаль. Графика

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru