К своему 110 дню рождения Русский музей подготовил выставку "Собрание княгини М.К. Тенишевой". Экспозицию, возвращающую во времена создания коллекции знаменитого петербургского музея. Вещи из собрания княгини были в числе первых предметов, зачисленных в коллекцию музея, названного именем императора Александра III.
На экспозиции, посвященной памяти известной покровительницы искусств, зрители могут видеть подаренные княгиней музею акварели русских художников. В числе, которых произведения классиков отечественного искусства. И данная выставка - редкая возможность увидеть их "в живую". Так, как, несмотря на все успехи научного и технического прогресса вещи, написанные акварелью, по-прежнему требуют самого бережного обращения. И, к сожалению, поклонников искусства, большую часть времени они должны храниться в специальных условиях скрытые от глаз зрителей.
Прежде, чем продолжить рассказ о работах, представленных в корпусе Бенуа, необходимо сказать несколько слов о самой княгини Тенишевой. Мария Клавдиевна (1858-1928) сама не была лишена художественных способностей. Серьезно занималась музыкой, посещала уроки живописи и рисунка в парижский период своей жизни. С 1892 года, когда Мария Клавдиевна стала женой князя Вячеслава Николаевича Тенишева, она смогла в полной мере отдаться своим меценатским устремлениям и страсти к искусству. В сотрудничестве с Репиным она открывает художественные студии в Петербурге и Смоленске. Имение Тенишевых в Талашкино становится одним из культурных центров России. Местом, где собираются и творят ведущие деятели искусств того времени. Оказывала княгиня поддержку и молодым мирискуссникам, факт отраженной в мастерской карикатуре "Идиллия" Павла Щербова, также входившей в собрание княгини и представленной на выставке.
В залах, отведенных для экспонирования коллекции, вещи малоизвестных художников из "Общества русских акварелистов" соседствуют с произведениями таких общепризнанных классиков как Репин, Врубель. Васнецов. Что дает представление не только о самой коллекции, но и что важней о состоянии искусств в России в ту эпоху. Особо следует выделить работы некогда известных, а ныне почти забытых мастеров. Таких, как, например Николай Каразин, чей вид Ферганы демонстрируется здесь.
Выставку нельзя назвать эффектной. Акварель техника скромная. Она требует от зрителя внимания, всматривания. Экспозиция стала поистине азбукой акварельной техники, ее возможностей. Яркий озорной Брюллов и медитативный, невесомый Левитан, чьи одетые в золото деревья, кажется, стремятся, как в тумане раствориться в белой плоскости листа. Наполненные солнцем и цветом палестинские виды Поленова и почти монохромные виды Петербурга. Сугубо реалистические портреты Репина и изломанные линии фантазий Врубеля. И, наконец, элегантные вещи художников "Мира искусства" среди которых особо эффектно выглядит исполненный черно-белого лаконизма "Молодой дагомеец" Льва Бакста.
(с) Музеи России