«4 х 4 х 4 х 4» - звуковая видеоинсталляция - Александр Антипин (Санкт-Петербург) Видеть звук.
На вопрос о том «кто вы - фотограф, дизайнер, видео-художник?» Александр Антипин отвечает не задумываясь «digital-artist». Это понятие объединяет перечисленные профессии, превращая их в триединство, особенно актуальное в наше время. Его проекты -это итог многолетнего творческого пути - от дизайнера до арт-директора, от журнального иллюстратора до художника. Александр Антипин работает в таких техниках, как цифровая иллюстрация, фотография, видео, коллаж, трехмерная графика, flash. Помимо этого он придумывает интересные «изыски», так называемые визуальные эксперименты. Мультимедийные проекты и работы Александра Антипина – это соединение несоединимого. Он пытается своеобразно «оцифровывать» то, что оцифровке не поддается, легко сталкивая эмоциональность и техничность. Каждая новая выставка Александра Антипина – это цифровая рефлексия над явлениями мира, проблемами этики, или выражение собственных эмоций, переживаний. В проекте «4х4х4х4» художник делает попытку представить музыкальное произведение в виде плоскостных и трехмерных образов. Акцент ставится на том, что сегодня существует масса способов визуализации современной музыки, а вот классика зачастую остается «за кадром» - с ней сложнее справиться. В проекте «4х4х4х4» изображение полностью подчиняется звуку. За основу берется классическое произведение для струнного квартета, написанное студенткой консерватории Марией Григорьевой именно для этого проекта. Стоит отметить, что речь здесь идет о достаточно сложной гармонии новой классической музыки, созданной под влиянием таких композиторов как John Adams, Steve Reich, Philip Glass. Александр Антипин присваивает партии каждого инструмента определенный «цифровой» образ, зашифрованный в геометрическую фигуру. Партии четырех инструментов квартета записаны в компьютер. Над каждым компьютером, в свою очередь, находится экран, показывающий соответствующее данному инструменту изображение. 4 компьютера, 4 партии. 4 видео -экрана. 4 инструмента. Итак, звук двух скрипок, виолончели и альта становится уникальной живой картинкой. «4х4х4х4» - это новая музыкальная метафизика. Своеобразный художественный ход, подчеркивающий многообразие всего окружающего. В культурологических, музыковедческих и других текстах вряд ли можно найти информацию по визуализации звука. Проект 4х4х4х4 реализует идею наглядной интерпретации невидимого. Конечно, модель, которая будет продемонстрирована зрителю – это субъективный авторский взгляд, его собственные ассоциации. И все же они заслуживают особого внимания, хотя бы потому, что проект «4x4x4x4» – высчитан математически с невероятной четкостью. Будучи музыкально образованным, Александр Антипин использует партитуру каждого, отдельно взятого инструмента, и делает так, чтобы изображение секунда в секунду совпадало со звуком. Вследствие чего, невозможно определить смотрим мы или слушаем. И что здесь первично. «4444» уже не первый проект Антипина, где музыкальное произведение выступает непосредственной частью экспозиции. В ноябре 2007 года в галерее «ДО» была открыта выставка - «Коммуникация бессонницы», состоявшая из трех взаимодополняющих частей – изображений, видео и музыки. Тогда автор ставил вопрос о трансформации человеческих чувств в цифровые сигналы, теперь настал черед музыки.