Псковская художница Таисия Александровна Швецова родилась в 1937 г., в д. Стешково Вологодской области. В 1945 г. осталась сиротой. Воспитывалась в Кирилловском детском доме Вологодской области, там же получила среднее образование. Затем окончила Псковский педагогический институт. Работала учителем русского языка и литературы в сельской школе, библиотекарем, учителем истории в средней школе. С 1951 г. живёт в Пскове.
Специального художественного образования не имеет. Живописью занимается с 1996 г.
Таисия Александровна ведет активную выставочную деятельность. Несколько её персональных выставок прошли в Псковском музее-заповеднике. В 2000 г. открылась персональная выставка художницы в Музее наивного искусства в Москве. Таисия Александровна участница и передвижных выставок Музея наивного искусства: «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России» (1999 г.), « И увидел я новое небо» (2001 г.). В 2004 г. и 2007 г. она участвовала в Московских международных фестивалях наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фёстнаив – 04», «Фёстнаив-07». В 2008 г. состоялись две её персональных выставки: в галерее «Герцена, 6» («Пятое время года») и в Центре Кондаса, г. Вильянди, Эстония («С любовью – Тася…»).
Работы художницы находятся в фондах Псковского музея-заповедника, Музея наивного искусства (г. Москва), в Российских и зарубежных частных собраниях.
«Картины Таисии Шевцовой – это такие невинные простые лучи, которым все равно, куда падать. Праздник будет в любом случае…»
Из отзыва о выставке
Швецовой «Пятое время года»
в Галерее на Герцена
С легкостью, присущей наивным художникам, она берется за любые интересные для нее неё темы (например, "Татаро-монгольское иго" или "Сотворение мира"), к некоторым из них возвращается не однажды. Совсем не удивительно, что Пушкин и его творчество – в числе самых любимых сюжетов бывшей учительницы русского языка и литературы. Впервые она обратилась к этой теме в 1998 году, когда получила приглашение участвовать в выставке «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России». Организованная по инициативе Музея наивного искусства г.Москвы как передвижная по 11 городам России, выставка вовлекла в свою орбиту многих начинающих «наивистов» и стала толчком для дальнейшего их творческого раскрытия. В числе наиболее интересных авторов оказалась и Таисия Швецова. "Зимний вечер в Михайловском" и другие ее картины успешно экспонировались на выставке в дни празднования 200-летия со дня рождения Пушкина, а затем нашли свое место в Музее наивного искусства г.Москвы и Галерее наивного искусства Псковского музея-заповедника в Меншиковых палатах.
Новый цикл работ, написанный Т. Швецовой специально для выставки в Пушкинских Горах, варьирует и продолжает эту поистине неисчерпаемую тему. Вот перед нами вновь безмолвные собеседники - Пушкин и няня. Сухонькая, словно выцветшая старушка и поэт в знакомом профильном ракурсе. Запоминается выражение отрешенности и огромный миндалевидный глаз - почти как на фаюмских портретах.
Глаза каждого персонажа Т. Швецовой - особенные и несут важную смысловую нагрузку. Это поистине "зеркало души". Так, в работе "Моцарт и Сальери" у первого они искрятся жизнью и светом, а у второго - мутноватые, и подернутые налетом фальши. Варьируя сюжет, художница вводит новые детали. Например, в одном из вариантов появляется третий участник встречи двух музыкантов: "черный человек" в виде … этакого колобка, закопченного сажей.
Что касается самого Пушкина, то он изображается как самый обычный человек и на разные лады: то фронтальной полуфигурой рядом с красавицей Натали (как на фотографии супругов, сделанной деревенским фотографом), то небольшой фигуркой, примостившейся у дуба рядом с подозрительно похожим на него котом ("У Лукоморья"). В темных энергичных мазках сказочного пространства этой картины скрыто ещё много интересного: невиданные звери, избушка бабы-яги, красавица-русалка, запутавшаяся в ветвях дуба.
Многие картины написаны на сюжеты произведений Пушкина: «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Дон-Жуан», «Барышня-крестьянка». В драме "Борис Годунов" художницу интересует момент любовного объяснения Лжедмитрия и Марины Мнишек. В знаменитой "сцене у фонтана" этот последний становится особо примечательной деталью: подобно летающей тарелке он парит над влюбленными, удерживая на себе нечто вроде зеленой бутылки со струями воды. Любопытно, что совершенно иначе те же персонажи выглядят в маленькой работе "Венчание на царство". Это две строго фронтальные полуфигуры в венцах и древнерусских костюмах, так что антипатичный Дмитрий превращается в бравого добра-молодца, а утонченная красавица-полячка - в румяную красну-девицу.
От картины к картине меняются средства выразительности. Яркая праздничность палитры названной выше работы сменяется в «Скупом рыцаре» графической скупостью цвета, отчего зрителям становится совершенно ясно: перед ними старик-паук. Напротив, полон телесной мощи написанный энергичными сочными мазками Степан Разин, полуфигура которого едва уместилась в небольшой формат картины.
В рамках своего любимого композиционного приема (симметричная композиция их двух фигур вокруг овального центра) Швецова строит варианты картины «Озеро Чад» и каждый раз получает интересный результат. Два контрастных персонажа - Николай Гумилев и воображаемый предок Ганнибала объединены местом действия - таинственным цветущим водоемом, привлекающим людей и зверей.
Салтан Наталья Ивановна,
искусствовед Псковского музея-заповедника